«АвтоВАЗ» предложил увеличить утильсбор до миллиона рублей
Китайские автопроизводители вытесняют российских с отечественного рынка
С конвейера «АвтоВАЗа» в 2023 году сошло рекордное количество автомобилей, при этом доля производителя на рынке в денежном выражении снизилась. Все из-за агрессивной экспансии китайских концернов, которые, пользуясь выгодными условиями, расширяют продажи своих машин в России. Выход президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов видит в постепенном увеличении утилизационного сбора — это мотивирует иностранных производителей вкладываться в локализацию своих машин в России. В Совете Федерации инициативу поддержали, однако там считают, что и отечественным компаниям не следует ждать у моря погоды: им нужно не просто улучшать качество уже существующих моделей, а ежегодно предлагать потребителям новые. Только так получится выиграть гонку с гигантским китайским рынком. «Парламентская газета» узнала подробности.
Автопром рекордов
После трехкратного сокращения производства легковых автомобилей в 2022 году отечественный автопром в прошлом году показал рекордный рост. Производство выросло на 10 процентов, а продажи — в два раза. Всего в 2023 году было продано 975 тысяч автомобилей, а с учетом серого импорта — больше 1,1 миллиона машин, рассказал Максим Соколов на заседании Комитета Совфеда по экономической политике 16 апреля.
На долю «АвтоВАЗа» пришлось 375 тысяч проданных машин, что на 70 процентов больше, чем в 2022 году. Доля бренда в общем объеме продаж составила рекордные за два последних десятилетия 35 процентов. Чего не скажешь о деньгах: бренд получает лишь меньше 10 процентов всех доходов рынка. В 2024 году отечественный концерн намерен произвести около полумиллиона автомобилей, то есть еще на треть больше. Но получится ли увеличить долю на рынке в денежном выражении — вопрос открытый.
«Китайцы реализуют программу ценовой экспансии: за счет эффекта масштаба они могут предоставлять огромные скидки на свою продукцию бесконечно, — объяснил президент «АвтоВАЗа». — Скидки в 600, 800 и даже 900 тысяч рублей позволяют им кратно пробивать защитный барьер в виде утилизационного сбора и заходить на наши традиционные рынки».
Когда заработают конвейеры
Утилизационный сбор — разовый обязательный платеж, который платят для утилизации транспортных средств после их эксплуатации по экологическим нормам. Последний раз индексацию утильсбора в автопроме проводили в августе 2023 года. Ставка сбора на легковые автомобили в зависимости от объема двигателя выросла в среднем в 1,7-3,7 раза.
Утильсбор на легковушки сейчас составляет в среднем 300 тысяч рублей, что не защищает отечественный рынок от иностранной экспансии, уверен Максим Соколов. Поэтому «АвтоВАЗ» выступил за постепенное увеличение размера сбора. «Для автомобилей с двигателем от одного до двух литров, с нашей точки зрения, целесообразно увеличить его уже в этом году с 300 до 550 тысяч рублей, — сказал Соколов. — Далее показать перспективу увеличения до 660 тысяч рублей в 2025 году, доведя практически до одного миллиона рублей в 2029 году».
Выпускаемые «АвтоВАЗом» машины имеют высокий уровень локализации, некоторые — до 99,5 процента, то есть все оборудование и компоненты для них производятся в России. Это означает загрузку отечественных предприятий и деньги для нашей экономики, объяснил Максим Соколов. «Мы — за конкуренцию, но она не равнозначна: на китайских производителей не давят санкции, действуют комфортные кредитные ставки, — сказал он. — С таким подходом есть риск не перезапустить конвейеры автозаводов в Санкт-Петербурге, Калуге, Подмосковье. Ведь китайцам выгоднее продавать готовые машины, чем запускать предприятия здесь. Пока ни одной инвестиции в производство в России мы не видели».
Каждый год по новой машине
Интерес зарубежных автопроизводителей к российскому рынку растет, для Китая наша страна стала зарубежным рынком номер один, констатировал глава Комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов. «Мы видим их агрессивную политику в области экспансии нашего рынка, — сказал он. — До 90 процентов денежного оборота авторынка вывозится из России. В этой ситуации важно не только поступательно повышать утильсбор, но и действовать глубже. Нужно самим занимать рынок, каждый год выпускать новые автомобили, а не просто улучшать существующие модели».
Все члены экономического комитета поддержали повышение размера утильсбора и готовы направить это предложение в кабмин. При этом не должны пострадать российские автолюбители, отметил зампред комитета Константин Долгов: «Все российские производители это решение поддержали, но и вы не должны сидеть на месте — нужно постоянно повышать качество продукции и ее количество».
Разработать российский семейный автомобиль, которым бы с комфортом могли пользоваться инвалиды, и включить его в перечень необходимых им технических средств реабилитации, предложил член комитета Эдуард Исаков. Прототип такой машины у «АвтоВАЗа» есть, и в мае сенаторы посетят предприятие, где проконтролируют его разработку и планы по выпуску. «Нам нужно создать такой автомобиль, чтобы ни у кого не повернулся язык назвать его инвалидкой, — сказал Исаков. — Чтобы в него спокойно мог войти и самостоятельно выйти человек в инвалидной коляске, при этом он мог бы погрузить в машину коляску, другой багаж и разместить семью».
Читайте также:
• Доля китайских машин в таксопарках России может вырасти до 75 процентов • Ржавеющие кузова и ненадежная электроника: названы слабые места китайских авто
Ещё материалы: Андрей Кутепов , Константин Долгов, Эдуард Исаков