Автопроизводители пришли к парламентариям с протянутой рукой
Бизнес просит включить российские машины в список приоритетных закупок для госкомпаний
Снижение продаж, уменьшение рынка и рост цен: такое развитие может ждать автомобильную отрасль уже в 2025 году. По словам участников отрасли, основной тормоз — высокая ключевая ставка, из-за которой потребители не могут брать кредиты на новые авто, а бизнес, включая поставщиков ведущих автоконцернов, — на развитие, закупку материалов и оборудования. Решение представители отрасли видят в том числе в искусственном повышении спроса на отечественные модели: например, прозвучало предложение включить их в список приоритетных госзакупок не только для органов власти, но и для государственных компаний. Подробности — в материале «Парламентской газеты».
Рост есть, а будет падение
Обсуждение ключевых задач, стоящих перед российским автопромом, прошло во вторник, 17 декабря, в рамках круглого стола Комитета Совета Федерации по экономической политике. Для начала о хорошем. По словам участников отрасли, российский автопром успешно выбирается из кризиса. Так, вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак сообщил на круглом столе, что в 2022 году отечественные заводы выпустили 220 тысяч машинокомплектов, в 2023 — 374 тысяч, а в этом уверенно движутся к полумиллиону. Во многом такой уверенный рост объясняется политикой Минпромторга, который на протяжении последних лет ориентировал производителей на максимальное импортозамещение: чем больше у той или иной модели степень локализации, тем больше господдержки производитель мог получать и наоборот.
Однако и проблемы остаются — и существенные.
«В последние месяцы мы видим, как на рынке нарастают тревожные тенденции, — отметил Сергей Громак. — Рост ключевой ставки приводит к тому, что автокредиты для наших покупателей становятся недоступными. Особенно это касается сегмента легковых автомобилей. Во-первых, человеку сейчас проще и выгоднее деньги положить на депозит под высокий процент. Во-вторых, Центробанк системно ужесточает требования к заемщикам».
По данным эксперта, у самого АвтоВАЗа в среднем 64 процента автомобилей продавалось именно в кредит. Поэтому сокращение выдачи заемных средств представляет большую угрозу для всей отрасли: на следующий год, в частности, прогнозируется существенное уменьшение рынка новых легковых автомобилей и, как следствие, снижение продаж.
«Еще одним негативным последствием повышения ключевой ставки стало катастрофическое удорожание оборотных средств, — подчеркнул Громак. — Причем актуально это даже не для самих автоконцернов, которые представляют собой крупные системообразующие и устойчивые компании, а для поставщиков, которых у одного только АвтоВАЗа, например, около полутора тысяч. Для них недоступность кредита на оборотку может стать фатальной. А его удорожание будет перекладываться в том числе на стоимость продукции».
Чтобы минимизировать угрозы, по словам эксперта, следует продолжать пополнять деньгами Фонд развития промышленности, который хорошо показал себя в качестве источника финансирования крупных инвестиционных проектов. А также придумать, как поддержать недорогими оборотными средствами поставщиков, которые к ФРП доступа не имеют.
«Необходимы также меры поддержки спроса, — отметил Громак. — Так как автокредиты покупателям недоступны, нужно подумать, как помочь производителям увеличить объемы продаж. Я бы тут подумал об опережающих госзакупках. Эта мера хорошо показала себя в 2022 году, когда государственным и муниципальным структурам было разрешено покупать автомобили на три года вперед. Также следует распространить требования локализации на транспортные услуги для государственных и муниципальных нужд. Я знаю, что работа в этом направлении ведется, надеемся, что она будет как можно скорее успешно завершена».
Обязательные закупки отечественных авто Сергей Громак предложил также распространить на государственные корпорации и государственные компании.
«Увы, прогноз пока негативный, и рынок будет сокращаться, — заключил эксперт. — Очень важно не допустить его фрагментации, чтобы в каждом сегменте не толкалось локтями одинаковое количество игроков. Давайте их как-то разводить, иначе у каждого будут минимальные продажи и низкие шансы на развитие».
Сценарий «возвращения» и российский каршеринг
Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов также отметил, что текущая стратегия развития автопрома в стране требует актуализации и корректировки. Прежде всего, в части сотрудничества с восточными партнерами, которые в этом «очевидно для всех» не заинтересованы.
«Важно отметить, что в текущих условиях стратегия не вполне учитывает геополитическую и макроэкономическую обстановку, делая основной упор на кооперацию с восточными партнерами и предполагая перенос в Россию восточных технологий, — подчеркнул Матасов. — При этом не учитывается незаинтересованность — что уже очевидно для всех — восточного партнера в технологической кооперации, вообще в любой кооперации, и значительная зависимость восточного партнера от североамериканского, наверное, «непартнера».
Представитель «КАМАЗа» отметил, что в стратегию нужно вернуть сценарий «разворота на Запад», предполагающий возврат старых партнеров и доступа к европейским и американским технологиям.
«Мы предполагаем, что в ближайшие два-три года европейские — да, возможно, и американские — партнеры повернутся обратно к возможности сотрудничества с российскими предприятиями, — подчеркнул Матасов. — И здесь мы предполагаем, что необходимо отразить в стратегии, как мы будем с ними взаимодействовать».
Наконец, не все понятно и с перспективами развития. Сейчас к перспективным технологиям стратегия относит буквально все: и газомоторные авто, и беспилотные, и автомобили с водородными двигателями, и так далее. Все направления одновременно, по словам Матасова, приоритетными быть не могут. Это приведет в том числе к неоправданному росту расходов.
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Шохин согласился с тем, что производителям автомобилей нужно помогать, в том числе через продвижение отечественных авто в других сферах и отраслях.
«Есть проект по такси, будем идти дальше, в том числе по каршерингу, — подчеркнул сенатор. — Не все там так просто, но будем притирать, будем эту тему обсуждать и в этом направлении активно двигаться».
Андрей Шохин заключил также, что все поступившие в рамках круглого стола предложения соберут в единый документ, который позже представят профильным министерствам и организациям.
Читайте также:
Ещё материалы: Андрей Шохин