Все о пенсиях в России

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

Автопроизводители пришли к парламентариям с протянутой рукой

Бизнес просит включить российские машины в список приоритетных закупок для госкомпаний

00:00  Автор: Николай Козин

Автопроизводители пришли к парламентариям с протянутой рукой
  © Максим Платонов / РИА Новости

Снижение продаж, уменьшение рынка и рост цен: такое развитие может ждать автомобильную отрасль уже в 2025 году. По словам участников отрасли, основной тормоз — высокая ключевая ставка, из-за которой потребители не могут брать кредиты на новые авто, а бизнес, включая поставщиков ведущих автоконцернов, — на развитие, закупку материалов и оборудования. Решение представители отрасли видят в том числе в искусственном повышении спроса на отечественные модели: например, прозвучало предложение включить их в список приоритетных госзакупок не только для органов власти, но и для государственных компаний. Подробности — в материале «Парламентской газеты».

Рост есть, а будет падение

Обсуждение ключевых задач, стоящих перед российским автопромом, прошло во вторник, 17 декабря, в рамках круглого стола Комитета Совета Федерации по экономической политике. Для начала о хорошем. По словам участников отрасли, российский автопром успешно выбирается из кризиса. Так, вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак сообщил на круглом столе, что в 2022 году отечественные заводы выпустили 220 тысяч машинокомплектов, в 2023 — 374 тысяч, а в этом уверенно движутся к полумиллиону. Во многом такой уверенный рост объясняется политикой Минпромторга, который на протяжении последних лет ориентировал производителей на максимальное импортозамещение: чем больше у той или иной модели степень локализации, тем больше господдержки производитель мог получать и наоборот.

Однако и проблемы остаются — и существенные.

«В последние месяцы мы видим, как на рынке нарастают тревожные тенденции, — отметил Сергей Громак. — Рост ключевой ставки приводит к тому, что автокредиты для наших покупателей становятся недоступными. Особенно это касается сегмента легковых автомобилей. Во-первых, человеку сейчас проще и выгоднее деньги положить на депозит под высокий процент. Во-вторых, Центробанк системно ужесточает требования к заемщикам».

По данным эксперта, у самого АвтоВАЗа в среднем 64 процента автомобилей продавалось именно в кредит. Поэтому сокращение выдачи заемных средств представляет большую угрозу для всей отрасли: на следующий год, в частности, прогнозируется существенное уменьшение рынка новых легковых автомобилей и, как следствие, снижение продаж.

«Еще одним негативным последствием повышения ключевой ставки стало катастрофическое удорожание оборотных средств, — подчеркнул Громак. — Причем актуально это даже не для самих автоконцернов, которые представляют собой крупные системообразующие и устойчивые компании, а для поставщиков, которых у одного только АвтоВАЗа, например, около полутора тысяч. Для них недоступность кредита на оборотку может стать фатальной. А его удорожание будет перекладываться в том числе на стоимость продукции».

Чтобы минимизировать угрозы, по словам эксперта, следует продолжать пополнять деньгами Фонд развития промышленности, который хорошо показал себя в качестве источника финансирования крупных инвестиционных проектов. А также придумать, как поддержать недорогими оборотными средствами поставщиков, которые к ФРП доступа не имеют.

«Необходимы также меры поддержки спроса, — отметил Громак. — Так как автокредиты покупателям недоступны, нужно подумать, как помочь производителям увеличить объемы продаж. Я бы тут подумал об опережающих госзакупках. Эта мера хорошо показала себя в 2022 году, когда государственным и муниципальным структурам было разрешено покупать автомобили на три года вперед. Также следует распространить требования локализации на транспортные услуги для государственных и муниципальных нужд. Я знаю, что работа в этом направлении ведется, надеемся, что она будет как можно скорее успешно завершена».

Обязательные закупки отечественных авто Сергей Громак предложил также распространить на государственные корпорации и государственные компании.

«Увы, прогноз пока негативный, и рынок будет сокращаться, — заключил эксперт. — Очень важно не допустить его фрагментации, чтобы в каждом сегменте не толкалось локтями одинаковое количество игроков. Давайте их как-то разводить, иначе у каждого будут минимальные продажи и низкие шансы на развитие».

Сценарий «возвращения» и российский каршеринг

Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Михаил Матасов также отметил, что текущая стратегия развития автопрома в стране требует актуализации и корректировки. Прежде всего, в части сотрудничества с восточными партнерами, которые в этом «очевидно для всех» не заинтересованы.

«Важно отметить, что в текущих условиях стратегия не вполне учитывает геополитическую и макроэкономическую обстановку, делая основной упор на кооперацию с восточными партнерами и предполагая перенос в Россию восточных технологий, — подчеркнул Матасов. — При этом не учитывается незаинтересованность — что уже очевидно для всех — восточного партнера в технологической кооперации, вообще в любой кооперации, и значительная зависимость восточного партнера от североамериканского, наверное, «непартнера».

Представитель «КАМАЗа» отметил, что в стратегию нужно вернуть сценарий «разворота на Запад», предполагающий возврат старых партнеров и доступа к европейским и американским технологиям.

«Мы предполагаем, что в ближайшие два-три года европейские — да, возможно, и американские — партнеры повернутся обратно к возможности сотрудничества с российскими предприятиями, — подчеркнул Матасов. — И здесь мы предполагаем, что необходимо отразить в стратегии, как мы будем с ними взаимодействовать».

Наконец, не все понятно и с перспективами развития. Сейчас к перспективным технологиям стратегия относит буквально все: и газомоторные авто, и беспилотные, и автомобили с водородными двигателями, и так далее. Все направления одновременно, по словам Матасова, приоритетными быть не могут. Это приведет в том числе к неоправданному росту расходов.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Шохин согласился с тем, что производителям автомобилей нужно помогать, в том числе через продвижение отечественных авто в других сферах и отраслях.

«Есть проект по такси, будем идти дальше, в том числе по каршерингу, — подчеркнул сенатор. — Не все там так просто, но будем притирать, будем эту тему обсуждать и в этом направлении активно двигаться».

Андрей Шохин заключил также, что все поступившие в рамках круглого стола предложения соберут в единый документ, который позже представят профильным министерствам и организациям.

Читайте также:

• Срок эксплуатации автомобилей в России кратно увеличился