Авиастроителям просят дать отсрочку от армии
Наработки российских инженеров не утратили актуальность, а быстрое развитие отрасли потребует новых кадров
В течение трех лет в России появятся полностью отечественные воздушные суда, способные осуществлять все типы перевозок, от местных до дальнемагистральных. Кроме того, российские авиакомпании смогут безопасно использовать и самостоятельно ремонтировать оставшиеся в их распоряжении иностранные лайнеры. Об этом шла речь на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты» 18 мая.
Для рывка все готово
За три десятилетия Россия во многом утратила компетенции авиационной сверхдержавы, которой в свое время был СССР. Поэтому сейчас в нашей стране около 64 процентов гражданских самолетов — иностранного производства, констатировал первый зампред Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин. Брошенный стране вызов в виде санкций и запрета на лизинг воздушных судов — шанс России вернуть утраченное.
Полный цикл создания самолета, от первых чертежей до выхода из ангара, составляет 8-10 лет, напомнил сенатор. Однако, как прозвучало на совещании по развитию авиационной отрасли под руководством президента Владимира Путина 25 апреля, новые российские лайнеры сойдут с конвейеров производителей уже через пару лет. Глава государства поручил утвердить программу развития авиации до 2030 года.
«Пришло время для полноценного взаимодействия Минтранса и Минпромторга, только это позволит принять и реализовать долгосрочную программу», — прокомментировал Сергей Рябухин, отметивший, что часто позиции ведомств расходились, но теперь это недопустимо.
Государство, добавил сенатор, уже выделило на поддержку отрасли большее 300 миллиардов рублей: оплачен простой аэропортов в ряде регионов, сотрудникам компенсируют зарплату, подготовлена инфраструктура для выпуска российских лайнеров.
Ан-24 уйдет в прошлое
Проблемы, на чем россиянам летать, сейчас нет, и она не возникнет в будущем, считает эксперт по авиации Николай Никифоров. Он напомнил, что «Аэрофлот» получил право обслуживать находящиеся в нашей стране иностранные воздушные суда, прошедшие перерегистрацию. А новые технологии позволят изготавливать запчасти для них, поэтому ремонтировать «Боинги» и «Эйрбасы» можно будет в России.
Через год начнется производство новой серии самолетов «Сухой Суперджет», полностью из российских компонентов, рассказал Никифоров. В 2024 году в серийное производство запустят дальнемагистральный лайнер МС-21 — планируется выпускать до сорока машин в год. Кроме того, в небольших количествах продолжат производить Ил-96 и Ту-204, добавил эксперт.
Через два с половиной года завершится сертификация нового российского девятиместного самолета «Байкал», рассчитанного на местные перевозки.
«Это очень важный проект, который позволит восстановить кровеносную систему пассажиропотока: маленькие машины будут доставлять людей в крупные хабы, откуда они уже смогут вылететь на дальние расстояния», — объяснил Николай Никифоров.
Еще одну новинку отечественного авиапрома планируют запустить в серию в 2025 году: 44-местный лайнер «Ладога» придет на смену надежным, но давно устаревшим Ан-24 и Ан-26. «Продлевать ресурс этих машин до бесконечности невозможно», — считает авиаэксперт.
Беспилотник — тоже самолет
Российские ученые готовы создавать самолеты, которые требуются стране, и узлы к ним — соответствующие компетенции не утрачены, уверен замдиректора НИИ Гражданской авиации Сергей Грачев. Бурное развитие отрасли создаст новые технологические решения и рабочие места, добавил он.
Кадровый вопрос для авиастроения уже сейчас встает в полный рост, считает Сергей Рябухин. Сенатор предложил подумать над стимулами для привлечения в отрасль молодых специалистов, причем в первую очередь рабочего звена, поскольку этот труд пока не считается слишком престижным.
«Нужно предусмотреть отсрочку от армии для работников отрасли — такую же, как получили айтишники. Такое предложение будет направлено в Правительство», — пообещал Рябухин.
Значимый сегмент отрасли — беспилотная авиация, которая сейчас развивается в основном в экспериментальном аспекте. Об этом рассказал разработчик цифровых программ для беспилотников Никита Никитин. Такая техника используется для мониторинга, например, лесных пожаров, фотосъемки местности, охраны границ страны. Беспилотник может проводить в воздухе до восьми часов, его использование много дешевле, чем полеты на обычных самолетах или вертолетах.
Читайте также:
• Не хватит новых Superjet, выручат Ту-204 и Ил-96 • Airbus и Boeing махнули пассажирам крылом
Перспективным, особенно в труднодоступной местности, является сегмент доставки, отметил Никитин. Для «Почты России» создан экспериментальный правовой режим, который позволяет тестировать беспилотную технологию.
В южных регионах дроны используют в сельском хозяйстве — для распыления удобрений. «Нужно создавать больше таких режимов и расширять полетные зоны», — считает эксперт.
Тем временем в Китае уже тестируют беспилотные авиатакси, а по всему миру заключено несколько сотен контрактов на такую технику. Как отметили участники круглого стола в «Парламентской газете», подобный транспорт в России может появиться через несколько лет.
Ещё материалы: Сергей Рябухин