Авиакомпании в России обяжут формировать страховые резервы
Чиновники предложили создать специальный фонд для компенсации потерь пассажиров и выписывать билеты на авиарейсы за 48 часов до вылета
Фото: ПГ / Игорь Самохвалов
Замыкавшая первую десятку крупнейших российских авиаперевозчиков компания «ВИМ-Авиа» в сентябре объявила о прекращении всех чартерных рейсов из-за большой кредиторской задолженности и нехватки оборотных средств. Крах «ВИМ-Авиа» повлиял на весь отечественный рынок авиаперевозок и побудил законодателей и чиновников предпринимать срочные меры для наведения порядка в отрасли. Сенаторы на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике обсудили с руководителями ведомств и профильными экспертами, как избежать повторения аналогичных ситуаций.
Кто крайний?
«С «ВИМ-Авиа» сложилась непростая ситуация, — признал глава Комитета палаты регионов по экономической политике Юрий Неёлов, выступая 24 октября на расширенном совещании комитета. — Здесь все виноваты, в том числе и мы, не осуществлявшие парламентский контроль. Но мы собрались здесь не для того, чтобы искать крайнего, а чтобы посмотреть на результаты, чего мы добились в ходе заседаний наших рабочих групп, и выработать решения, направленные на то, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций».
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» за три летних месяца перевезла 1,106 миллиона пассажиров. Поскольку она реагировала на рекомендации Росавиации, то на фоне такой глубокой и обширной продажи авиабилетов, которая была у авиакомпании, у нас не было возможности вводить меры ограничительного характера.
Сенатор, впрочем, отметил, что из-за ситуации с «ВИМ-Авиа» уже пострадали чиновники. В частности глава Минтранса Максим Соколов получил от Президента РФ Владимира Путина предупреждение о неполном служебном соответствии. А вскоре министра ждёт непростой разговор с членами палаты регионов: по словам Неёлова, в ходе выступления на пленарном заседании Совета Федерации 8 ноября министру придётся ответить на «жёсткие и резкие вопросы» парламентариев, в том числе касающиеся «ВИМ-Авиа».Что случилось с «ВИМ-Авиа»?
Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько напомнил, что проблемы у компании начались ещё весной, когда начались массовые задержки рейсов. Перевозчик тогда объяснял сбои с вылетами тем, что некоторые самолёты были поздно возвращены с техобслуживания. Однако в числе причин также стоит назвать рискованную ценовую политику и резко выросший в результате объём проданных авиабилетов.
Тщательно проверять деятельность компании весной в Росавиации, однако, не сочли нужным: «ВИМ-Авиа» была не единственной авиакомпанией, испытывающей трудности. Рост рынка весной-летом 2017 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 22 процента. В связи с этим у ряда перевозчиков не получалось выполнять услуги должным образом — из-за отсутствия достаточного парка исправных воздушных судов, лётного состава, наземного и обслуживающего персонала.
«Авиакомпания «ВИМ-Авиа» за три летних месяца перевезла 1,106 миллиона пассажиров. Поскольку она реагировала на рекомендации Росавиации, то на фоне такой глубокой и обширной продажи авиабилетов, которая была у авиакомпании, у нас не было возможности вводить меры ограничительного характера. Это было бы ещё болезненнее, если бы мы ограничили деятельность компании на фоне таких высоких перевозок», — пояснил Нерадько.
По рекомендации ведомства «ВИМ-Авиа» после первых задержек сократила программы чартерных перевозок и парк воздушных судов, что смягчило ситуацию. Однако осенью проблемы возобновились с новой силой. В конце сентября собственник компании сообщил о трудностях с финансированием текущей операционной деятельности. Росавиация сразу собрала совещание с участием кредиторов компании. В ходе консультаций собственник «ВИМ-Авиа» первоначально попросил о кредитной линии в размере 500 миллионов рублей, но после заявил о том, что намерен свернуть свой бизнес и продать компанию за символическую плату в один рубль.
Филькины грамоты
В ходе проверок деятельности перевозчика выявились случаи, когда пассажиры имели на руках электронные маршрутные квитанции, не обеспеченные обратными билетами. По мнению Александра Нерадько, это может свидетельствовать о наличии преступного сговора между авиакомпанией и туроператорами.
«При вывозе пассажиров мы обнаружили, что у многих пассажиров на руках были так называемые маршрутные квитанции электронного билета, сами по себе билетами не являющиеся. Это может свидетельствовать о сговоре недобросовестной авиакомпании с недобросовестными туроператорами», — заявил глава Росавиации.
Если компания два квартала подряд будет находиться в четвёртой группе риска, то только тогда могут возникнуть меры ограничительного характера в отношении авиакомпании.
Чиновник добавил, что прежде его ведомство никогда не сталкивалось с подобными случаями. И как только о них стало известно, в Росавиации подготовили и направили директивы во все аэропорты и авиакомпании с предупреждением о недопустимости подобной практики и предписанием немедленно информировать о подобных случаях агентство и правоохранительные органы.Впрочем, это заявление вызвало критические замечания со стороны представителей туристической отрасли. Так, заместитель генерального директора ассоциации «Турпомощь» Сергей Голов заявил, что «сложно представить себе сговор девяти крупнейших туроператоров России, которые вывозят основную часть туристов за границу, и одной авиакомпании». Он также напомнил, что в ситуации с «ВИМ-Авиа» пострадали в первую очередь именно туроператоры, которые вынуждены были обеспечить эвакуацию пассажиров, вторично оплатив перевозку.
Вне зоны риска
Ещё одна причина того, почему Росавиация вовремя не вмешалась в деятельность «ВИМ-Авиа», — возможное предоставление компанией недостоверных сведений проверяющим. Дело в том, что агентство осуществляет сертификацию авиаперевозчиков, в том числе оценку их финансово-экономического состояния. Соответствующую деятельность ведомство ведёт согласно федеральным авиационным правилам, утверждённым Минтрансом. Эти правила предусматривают проверку финансово-экономического состояния компании дважды в год на основании той документации, которую предоставляет сам перевозчик. И в ходе плановых проверок «ВИМ-Авиа» ни разу не оказывалась в группе риска, попадание в которую предполагает установление более тщательного наблюдения за её деятельностью.
«Если компания два квартала подряд будет находиться в четвёртой группе риска, то только тогда могут возникнуть меры ограничительного характера в отношении авиакомпании. Между тем «ВИМ-Авиа» никогда не находилась в этой группе, — пояснил Александр Нерадько. — Мы сейчас анализируем, в чём причина, — это вполне может быть недостоверная информация. Следственное управление Следственного комитета по Приволжскому федеральному округу сообщило в СМИ, что ими установлены факты составления недостоверной бухгалтерской отчётности».
Фонд помощи пассажирам
Чтобы избежать повторения в будущем ситуаций, подобных той, что случилась с «ВИМ-Авиа», Федеральное агентство воздушного транспорта планирует разработать механизм страховых резервов.
«Должен быть механизм, который компенсирует потери пассажирам. Этот метод может заключаться в создании фонда страховых резервов. Они могут находиться в распоряжении авиаперевозчиков либо представителей туриндустрии», — сообщил глава Росавиации.
Он также добавил, что в настоящее время ведомство занимается детальной проработкой механизма создания такого резервного фонда, изучая опыт США и европейских стран. Кроме того, Александр Нерадько рассказал, что после банкротства «ВИМ-Авиа» ведомство под его руководством намерено более предметно проверять финансово-экономическое состояние авиакомпаний и повысить ответственность за задержку рейсов.
Предложение создать специальный фонд для компенсации ущерба от деятельности авиаперевозчиков горячо поддержали в Ростуризме. Правда, советник руководителя агентства Дмитрий Горин обратил внимание на проблему — в отличие от страховых фондов в банковском секторе, где потребитель может какое-то время подождать, пока ему из фонда выплатят деньги, находящийся за границей турист нуждается в срочной и неотложной помощи: ему нужно оказывать услуги по отелю, по питанию и по экстренной эвакуации.
Что касается рецепта борьбы с билетами-пустышками, то Горин напомнил, что с 1 января заработает механизм электронной путёвки. Она в перспективе станет бланком строгой отчётности и позволит на сто процентов защитить права туриста гарантированными услугами — будь то ваучер на отель, оплаченный принимающей компанией, или маршрутная квитанция с номером билета туда и обратно.
«И ещё одно предложение: по законодательству мы сейчас должны выдавать путёвку за 24 часа до вылета. Я считаю, что это нарушает права туристов, потому что люди иногда до последнего момента не имеют всех документов. Поэтому наше предложение — рекомендовать авиакомпаниям оформлять билеты за 48 часов до отправления», — заявил Горин.
Справка
В конце сентября тысячи клиентов «ВИМ-Авиа» в России и за рубежом столкнулись с проблемами массовых задержек рейсов. К вывозу пассажиров под контролем Минтранса и Росавиации вынуждены были подключиться другие авиакомпании. Позднее «ВИМ-Авиа» признала, что у неё нет финансовых средств для продолжения работы и что она вынуждена прекратить выполнять чартерные рейсы. Общая кредиторская задолженность компании, по оценкам Росавиации, составила около 10 миллиардов рублей.
Основную программу полётов «ВИМ-Авиа» свернула после 15 октября, однако вплоть до 22 октября перевозила участников проходившего в Сочи Фестиваля молодёжи и студентов. Дальнейшая судьба перевозчика практически предопределена: если срочно не отыщется новый инвестор, она будет обанкрочена.