Артем Кирьянов: Российское производство средств гигиены можно наладить за полгода
Но бизнесу надо помочь встать на новые рельсы
Производитель известных брендов средств гигиены и подгузников, среди которых Always, Tampax и Pampers, предупредил о росте цен на свои товары в среднем на 40 процентов, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на письмо дистрибутора. А некоторые позиции стали вовсе исчезать из магазинов после заявления компании Procter&Gamble об ограничении деятельности в России. Дело в том, что производители или посредники могут придерживать товары на складах и не привозить их в розничные точки, сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. По его мнению, скоро изделия должны снова появиться на полках, а тем временем надо развивать российское производство полного цикла, на что может уйти примерно от двух до шести месяцев. Необходимо сократить срок сертификации новой отечественной продукции и дать Правительству полномочия сдерживать цены на товары первой необходимости, считает депутат.
- Артем Юрьевич, почему в магазинах недостаточно некоторых товаров иностранных производителей, тех же подгузников и средств гигиены, если их поставки в Россию не закрыли? И что с этим делать? Ведь такую продукцию Правительство еще в 2020 году, в разгар пандемии, включило в перечень товаров первой необходимости.
- Мне представляется, что где-то производители, где-то посредники не выпускают товар со складов в должном объеме, дожидаясь большей определенности ценовой политики, курса рубля к валюте. Это та проблема, которую необходимо решать в рамках переговоров с бизнесом.
Например, средства гигиены — это тот сегмент, по которому есть запасы. И те позиции, которые пропали с полок, думаю, скоро снова появятся. Просто надо навести порядок в режиме ручного управления — посмотреть логистику, товарные цепочки, склады, производителей, посредников, торговые сети и, исходя их этого анализа, снять напряженность.
Такая мера, как параллельный импорт каких-то товаров, тоже может быть действенной. Скажем, если зарубежный бизнес прекращает поставки из-за санкционных ограничений, мы будем закупать товары по-другому, уже не согласовывая свои действия с правообладателями и производителями.
Но на самом деле нет вещей, которые мы не могли бы сделать сами. Например, в начале пандемии у нас не хватало средств индивидуальной защиты — костюмов для врачей, масок. И необходимые производственные мощности были развернуты в кратчайшие сроки. У российской промышленности есть возможности сделать то же самое и в других сферах. Если мы увидим, что какие-то иностранные компании перестают поставлять непродовольственные изделия, значит, необходимо провести их замещение продукцией российского производителя, который на первоначальном этапе получит льготные кредиты, возможность отсрочки различных платежей, другие льготы.
- Чтобы поддержать производство, понадобятся какие-то изменения в законодательстве?
- Буквально 4 и 11 марта мы приняли законы, которые посвящены поддержке экономики, ее отраслей, дополнительным полномочиям Правительства в этой сфере. Мы продолжим эту работу. На этой неделе проработаем в комитетах, а на следующей неделе рассмотрим на пленарных заседаниях поправки в законодательство, которые позволят оперативно реагировать на конкретные вызовы, сдерживать рост цен на товары первой необходимости и создавать условия, чтобы российский бизнес мог быстро перепрофилироваться на выпуск продукции, которая раньше была в большей степени зарубежной. Сегодня мы должны производить ее сами.
Мы предлагаем в том числе сократить административные процедуры и время сертифицирования продукции, которую российские предприниматели раньше не производили, но будут это делать.
Читайте также:
• Какие зарубежные компании покидают Россию • Уходящие из России компании рискуют получить многомиллионные иски
- А в чем заключается предложение по сдерживанию цен?
- Речь о том, чтобы дать новые возможности и полномочия, в том числе Федеральной антимонопольной службе прослеживать всю цепочку повышения стоимости, а не только в рамках торговых сетей, чтобы цена была контролируемой. Такой опыт есть в зарубежных странах. Он применяется в таких сферах, как, например, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство. Я уверен, что такие меры будут действенными.
- Вы сказали, что российские производители могли бы закрыть потребность в средствах гигиены, подгузниках и подобных товарах. Как быстро это можно сделать?
- Налаживание производства полного цикла, я думаю, может занять от двух до шести месяцев. Конечно, это нужно обсуждать, но, по моим данным, есть возможность поставить российское производство на новые рельсы, не затягивая процесс. В других сферах это тоже актуально.
В целом можно с уверенностью сказать, что исполнительная и законодательная власти делают все возможное, чтобы бороться со спекулятивным повышением цен и избежать продолжительных перебоев с той или иной продукцией. Это касается и продовольственных, и непродовольственных товаров. В Правительстве этим занимаются Минпромторг, Минэкономразития и Федеральная антимонопольная служба, где работает горячая линия. Поступают обращения, звонки, и мы понимаем, какова ситуация и что надо сделать.
Ещё материалы: Артём Кирьянов