Антон Немкин: Геймеры могут столкнуться с утечкой данных и блокировками
На импортозамещение компьютерных игр и мобильных приложений в России отправили больше 1,5 миллиарда рублей
Российские геймеры должны быть защищены от деструктивного контента в зарубежных онлайн-играх, утечек данных и непредвиденных блокировок со стороны зарубежных компаний. Одним из шагов в этом направлении могло бы стать «приземление» иностранных компаний-разработчиков в России. Кроме того, нужно продолжать блокировать вредоносные VPN-сервисы, которые способны повлиять на работу мобильника — истощить его батарею и заразить вирусами. Об этом рассказал в еженедельных IT-новостях в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
- Антон Игоревич, в Минцифры заявили, что в России могут заблокировать сервисы VPN, которые экспертная комиссия сочтет угрозой безопасности функционирования сети. Как их блокируют сейчас?
- Роскомнадзор регулярно обновляет перечень VPN, работающих в России. Если они нарушают российское законодательство, их работу ограничивают. С 2021 года ведомство заблокировало 167 вредоносных VPN-сервисов. Большое количество сервисов в магазинах приложений, особенно зарубежных, помогают пользователям обходить блокировку запрещенных в России ресурсов, которые распространяют деструктивную, запрещенную, фейковую информацию.
Многие скачивают и устанавливают бесплатные версии VPN из непроверенных источников, даже не задумываясь, какое количество угроз они в себе таят — они могут спровоцировать утечки данных, повлиять на работу устройства, истощив батарею и заразив его вирусами, даже вовлечь пользователя в преступную компьютерную сеть без его ведома.
Безусловно, это касается не всех VPN — есть и надежные, которые используют компании для защиты внутреннего трафика от вмешательства со стороны хакеров. Государство это прекрасно понимает и не собирается ставить палки в колеса бизнесу. Порядочные сервисы, соблюдающие российское законодательство, никто трогать не собирается. И даже если они все же попадут под блокировку, Роскомнадзор готов идти на диалог с компаниями, которым нужен конкретный сервис.
- YouTube в ближайшие месяцы планирует потребовать от авторов роликов маркировать контент, который был создан с помощью искусственного интеллекта. Вы давно выступаете за маркировку такой информации. Зачем это нужно?
- Интернет уже переполнен контентом, который создают боты, алгоритмы и так далее. А в отдаленной перспективе, учитывая, что искусственный интеллект может ссылаться сам на себя, могут появиться огромные массивы полностью выдуманных фактов, цифр и данных. Поэтому человеку важно иметь представление, с чем он имеет дело. И тут как раз приходит на помощь маркировка.
Сегодня в Госдуме уже идет работа над законом о маркировке контента, созданного при помощи нейросетей. Обсуждаем также структуру Цифрового кодекса, который должен появиться в России до 2026 года. По плану в нем должны быть и правила маркировки контента, созданного с помощью технологий искусственного интеллекта.
Нужен специальный знак, чтобы пользователь понимал, какая перед ним информация, и мог ее тщательно проанализировать. Но встает вопрос, в какой момент контент должен получить такой значок. На мой взгляд, в силу того, что пока неясно, как распознавать степень участия машины и человека в одном и том же материале, российские ИИ-сервисы должны автоматически маркировать любые сгенерированные тексты. Задуматься над технологиями цифровой маркировки изображений нужно и российским компаниям, развивающим нейросети, прежде всего Сберу и «Яндексу».
- Можно ли ждать, что создатели контента, которые используют искусственный интеллект, будут сами его маркировать?
- Надо понимать, что есть контент нейтральный, а есть деструктивный. И если создатели, например, рекламы скорее всего будут маркировать свою продукцию, то авторы деструктивного контента это делать не станут. На мой взгляд, в России должны появиться специалисты, которые смогут выявлять такой контент. Например, сейчас в РАНХиГС начали подготовку медиаполицейских. Они могли бы заниматься этим при должном уровне подготовки. А выявленный контент нужно маркировать принудительно или блокировать.
Более того, надо активно заниматься разработкой автоматизированных систем, которые смогут находить созданные ИИ видео, аудио, тексты, изображения. Например, в компании «Диалог Регионы» создали систему «Зефир» для мониторинга аудиовизуального контента и выявления дипфейков.
- Компании, которые на аутсорсинге с помощью информационных технологий оказывают услуги финансовым организациям, например микрофинансовым компаниям и страховщикам, обяжут хранить тайну об операциях, счетах и вкладах их клиентов. За разглашение сведений будет грозить ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба пострадавшим. ИТ-комитет Госдумы подготовил замечания к законопроекту. Что там нужно скорректировать?
- Например, если брать в расчет, что обработке могут подлежать персональные данные россиян, необходимо предусмотреть, что поставщиками услуг могут быть только лица, находящиеся под контролем российских субъектов. А иностранное участие в этом процессе стоит ограничить.
Нуждается в дополнительной проработке и ограничение для поставщиков услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг на обработку сведений, составляющих государственную тайну.
- В Правительстве обсуждают тему «приземления» разработчиков зарубежных онлайн-игр. В том числе их могут обязать открывать в России представительства и переносить в нашу страну серверы. Почему возникла такая необходимость?
- По данным ВЦИОМ, в стране играет каждый четвертый россиянин. Поэтому стоит вопрос обеспечения безопасности геймеров. Они должны быть защищены от деструктивного контента, утечек данных и непредвиденных блокировок со стороны зарубежных компаний. А если вся информация хранится на зарубежных серверах, от таких угроз не защищен никто.
Именно для этого делают акцент на переносе серверов в нашу страну, где решить все эти проблемы намного проще. Как минимум нужно обеспечить комплексную защиту серверов, чтобы не допустить утечек информации прямиком к западным спецслужбам. К сожалению, многие зарубежные компании сегодня активно с ними сотрудничают.
- А как обстоят дела в российской индустрии видеоигр?
- Темпы ее развития впечатляют. В начале ноября стартовало альфа-тестирование российского игрового движка Nau Engine. Оно проходит в закрытом режиме и продлится до 29 февраля следующего года. Следующим этапом станет открытый бета-тест, который будет доступен всем желающим. Релиз продукта намечен на конец 2025 года.
В прошлом году участники российского рынка видеоигр опасались, что доступ к популярным зарубежным движкам может быть ограничен. Теперь им нечего переживать — российский движок будет универсальным, закрывающим все потребности, возникающие на разных этапах жизненного цикла игры.
Уверен, наших геймеров ждет появление очень крутых продуктов. Они появляются и сегодня — 4 ноября, например, стартовал предзаказ отечественной игры «Смута», литературной основой которого стал роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Релиз игры запланирован на февраль 2024 года.
Всего Институт развития интернета инвестировал более 1,5 миллиарда рублей в развитие компьютерных игр и мобильных приложений в России в этом и прошлом году. Хотелось бы, чтобы действительно качественного, патриотического и интересного контента для детей появлялось все больше, раз они все равно проводят большое количество времени в гаджетах.
Читайте также:
• Медицинским интернет-шарлатанам поставят законодательный заслон
Ещё материалы: Антон Немкин