Анатолий Артамонов: Процедура уплаты налогов может стать проще
Бюджетный комитет палаты регионов усилит также отстаивание интересов регионов, включая вопросы компенсации выпадающих доходов
Сенаторы внимательно станут следить за тем, насколько эффективно субъекты используют для своего развития возможности инфраструктурных бюджетных кредитов. Кроме того, продолжат работу по внесению изменений в Бюджетный кодекс, касающихся местного самоуправления. В настоящее время поправки находятся на стадии законодательного оформления. Не исключается и более активное обсуждение законодательного регулирования криптовалют — при условии, что все заинтересованные стороны придут к общему знаменателю по существующим спорным вопросам. Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов.
- Анатолий Дмитриевич, какие важные вопросы комитет планирует рассмотреть в весеннюю сессию?
- Мы продолжим отстаивать интересы регионов в межбюджетных отношениях, включая вопросы компенсации выпадающих региональных доходов, и следить за тем, насколько эффективно субъекты Федерации используют для своего развития возможности инфраструктурных бюджетных кредитов.
В эту сессию мы рассмотрим отчёт Правительства об исполнении федерального бюджета в 2021 году, а в случае если возникнет такая необходимость, также и внесём возможные корректировки в закон о федеральном бюджете на 2022 год.
Мы ждём окончания работы в Правительстве по подготовке закона, который (для начала в качестве эксперимента) позволит юридическим лицам оплачивать все налоги одной платёжкой.
Планируем рассмотреть находящиеся в настоящий момент на стадии подготовки новеллы по открытости государственной поддержки юридических лиц. Так, ожидается, что Федеральное казначейство будет вести реестр юрлиц, которым оказывается господдержка в форме субсидии. Также обсуждается вопрос о том, чтобы поручить этому органу вести реестр инвестиционных соглашений и реестр инвестиционных проектов, которым оказывается господдержка в форме инвестиционного налогового вычета.
Идёт работа по реализации в Бюджетном кодексе положений новой редакции Конституции, касающихся местного самоуправления, которые в настоящее время находятся на стадии законодательного оформления.
Сейчас обсуждается вопрос по формированию так называемых агломераций путём объединения муниципальных образований более низкого уровня в округа, хотя, конечно, окончательных решений по этой теме ещё не принято. Но нам понятно, что всё это нужно будет сопровождать необходимыми бюджетными механизмами, касающимися в первую очередь нормативов отчислений в бюджеты бюджетной системы.
Также в целях установления единого правового регулирования для всех уровней бюджетов бюджетной системы мы планируем рассмотреть предложения по уточнению обязательств по государственным гарантиям государственного долга регионов и муниципального долга.
Кроме того, планируем рассмотреть законопроект о расширении сферы применения контрольно-кассовой техники (ККТ), который позволит усилить контроль за её применением на розничных рынках, увеличить собираемость налогов, а также положительно скажется на защите прав потребителей, приобретающих товары на розничных рынках.
Важным направлением для комитета будет работа по законопроектам в части совершенствования порядка взимания сбора за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Мы надеемся (и нами достигнуты предварительные договорённости с Минфином России), что это даст дополнительные средства для поэтапного увеличения финансирования полномочий в области охраны и использования объектов животного мира. Речь идёт о финансировании деятельности не менее трёх государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном районе, на территории которого имеются охотничьи угодья.
Мы продолжим мониторинг налогообложения движимого и недвижимого имущества, который осуществляется нами на протяжении нескольких лет, в том числе в части рассмотрения вопросов перехода на налогообложение объектов недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости.
Будем заниматься вопросами упрощения порядка уплаты налогов и иных обязательных платежей и совершенствования налогового администрирования.
Продолжим работу по совершенствованию УСН в части введения специального налогового режима «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
- В части совершенствования финансового законодательства также предстоит большой объём работы?
- Развитие финансового рынка невозможно без поддержания на нём конкуренции. Поэтому будем рассматривать отдельные вопросы развития института публичного размещения ценных бумаг на российском финансовом рынке, оптимизации регуляторной нагрузки на участников финрынка.
Продолжится работа по регулированию правоотношений в сфере потребительского кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг.
Кроме того, в весеннюю сессию для нас будут актуальными вопросы, затрагивающие регулирование страхового рынка и обеспечение прав участников негосударственных пенсионных фондов.
Также не исключаю более активное продвижение в законодательном регулировании так называемых криптовалют. Но это будет возможно только после того, как все заинтересованные стороны придут к общему знаменателю по существующим спорным вопросам.
- Ещё одно важное направление в работе вашего комитета — регулирование деятельности алкогольной отрасли и борьба с контрафактным алкоголем. Каких новых законов ждать в этой сфере?
- В этом направлении есть несколько приоритетных законопроектов, которые мы рассчитываем рассмотреть в период весенней сессии.
Во-первых, это пакет законопроектов о маркировке стеклотары, который позволит пресечь поступление тары на чёрный рынок алкоголя.
Во-вторых, нами внесён пакет законопроектов, предусматривающий упрощение порядка уничтожения изъятых нелегальной алкогольной продукции и оборудования для производства алкоголя, находящихся на хранении длительное время. Решение данного вопроса сэкономит до 70 миллионов рублей в год из бюджета.
Третья значимая инициатива — создание реестра пивоваров, который направлен на наведение порядка в пивоваренной отрасли и, как следствие, на увеличение доходов региональных бюджетов.
Также продолжится работа по законопроектам в части повышения привлекательности механизма региональных инвестиционных проектов и совершенствования порядка регулирования специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и установления права субъектов предоставлять участникам СПИК налоговые льготы.
Мы продолжим работу по совершенствованию преференциальных режимов для налогоплательщиков Дальнего Востока и Арктики.
Подготовлена законодательная инициатива по изменению порядка применения к основной норме амортизации специального коэффициента (не выше 3) в отношении основных средств, которые включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Она поддержана Правительством.
- С 1 января этого года вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс, внесённые с подачи Правительства по инициативе Совета Федерации и лично главы палаты Валентины Матвиенко. Что это дает участникам бюджетной системы?
- Благодаря поправкам сокращаются сроки составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчётности об исполнении федерального бюджета, а также бюджетной отчётности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.
Это должно позволить учитывать показатели бюджетной отчётности при составлении и рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Срок представления бюджетной отчётности в Счётную палату сокращается на 15 дней и переносится с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года.
С той же целью тем же законом утверждён перенос предельного срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете с 1 октября на 15 сентября текущего года. По нашему мнению, это должно обеспечить более ранние сроки заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов и последующего заключения контрактов до 1 января, что позволит начать финансирование мероприятий с начала года.
Бюджетная отчётность, не содержащая сведения, отнесённые к государственной тайне, и конфиденциальные сведения, будет предоставляться и во многом уже предоставляется посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в электронной форме.
Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу проекты федеральных законов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчётный финансовый год до 15 июня текущего финансового года.
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Анатолий Артамонов