Все о пенсиях в России

вчераМинимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

Анатолий Аксаков: Построить песочницу во дворе и закупить товары в Китае станет проще

Возможно, уже на следующей пленарной неделе Госдума примет закон о цифровом рубле, который вступит в силу 1 августа после подписания президентом

21.06.2023 16:00

Автор: Валерий Филоненко

Анатолий Аксаков: Построить песочницу во дворе и закупить товары в Китае станет проще
Анатолий Аксаков © Тимур Ханов/ПГ

Помимо использования третьей формы национальной валюты россиянами для бытовых нужд, она будет активно применяться при финансировании крупных государственных проектов, зафиксированных в бюджете. Это поможет отследить целевое использование казенных денег, а также повысит эффективность их употребления, ведь цифровой рубль не будет «пылиться» на банковских счетах учреждений, а поступать на выполнение того или иного контракта в момент, когда это необходимо. Об этом на «Финансовых средах» в «Парламентской газете» 21 июня рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

- Владимир Путин на ПМЭФ поручил стимулировать инвестиции в крупные инфраструктурные проекты. Есть ли понимание, как добиться поставленной цели?

- Правительство утвердило специальную программу поддержки перспективных направлений экономики, так называемую таксономию. Поддерживать будут прежде всего то, что связано с технологической перестройкой страны, с новыми направлениями развития. Центробанк уже принял нормативный акт, в соответствии с которым у банков появятся стимулы кредитовать такие проекты. Речь идет о снижении требований в этом случае к формированию резервов. То есть выбирают проекты из таксономии, например модернизацию важного для экономики предприятия. Поскольку у банков появляется стимул, они охотнее будут, по замыслу нормативного документа, кредитовать такого рода проекты. Потенциал таксономии составляет 10 триллионов рублей. Понятно, это не за один год, а за некий промежуток времени. Сейчас крайней точкой обозначен 2030 год. Вполне возможно, по некоторым нашим расчетам, к этому времени потенциал увеличится до 20 триллионов рублей. Дело за малым: подготовить, представить специально оформленные проекты, а дальше — привлечение финансов.

- Небольшие, региональные, банки с базовой лицензией смогут воспользоваться регуляторными послаблениями и поучаствовать капиталом в важных проектах?

- Да, они обратились в Центробанк и ко мне как председателю финансового комитета Госдумы и председателю совета Ассоциации банков России с просьбой, чтобы их тоже рассмотрели. В принципе, ограничений для таких банков нет. Понятно, что есть небольшие проекты, но они могут быть значимее для региона, чем более масштабное начинание. Маленький проект может быть так растиражирован, что благодаря ему произойдет мощная технологическая перестройка. Особенно это актуально сейчас, в эру цифровых технологий.

- В Совете Федерации подготовлен законопроект, способствующий созданию в стране национальной системы финансовых и товарных индикаторов. Для чего нужны эти индикаторы, как их наличие поможет экономике?

- Раньше мы ориентировались на внешние индикаторы, которые, например, определяют цены на нефть или другие биржевые товары. Сегодня они оторваны от ценообразования и того, что происходит на российском рынке. Прежде мы были привязаны к этим индикаторам при расчетах на международных биржах, сейчас произошел разрыв отношений с Западом, соответственно, ценообразование на западных биржах нам не подходит. Поэтому нам нужно формировать свои индикаторы, определяющие рыночное ценообразование. Вот коллега Николай Журавлев, вице-спикер Совета Федерации, как раз такую схему предложил. Проработки идут. У нас есть своя биржа, имеются товарно-сырьевые площадки. Важно выработать индикаторы, которые не будут привязаны к мировым. Поскольку реальное рыночное взаимодействие существенно сократилось, лучше опираться на свои разработки.

- Министерство финансов намерено продолжить реформу лизинговой отрасли и готовит новый законопроект. Почему отклонили предыдущую инициативу Минфина, какова вероятность, что качество нового законопроекта будет лучше? Ваш комитет как-то будет задействован в подготовке документа?

- Лизинг — это финансовая операция, соответственно, наш комитет никак не обойти. Что касается предыдущего законопроекта, то суть его заключалась в том, чтобы полномочия по регулированию этого рынка передать Центробанку. В Правительстве с этим были согласны, но крупнейшие лизинговые компании и финансовые организации, в том числе банки, не хотели, чтобы Банк России наложил свое регулирующее надзирающее око на этот рынок. И так как законопроект долго лежал в Госдуме и многие нормы его устарели, приняли решение его отклонить. К тому же что-то уже было учтено в других законодательных актах.

Здесь следует подчеркнуть, что для самих лизинговых компаний было бы выгодно, чтобы регуляторика осталась за Центробанком, который мог бы устанавливать щадящие нормативы при выделении банками ресурсов на лизинговые операции. Сейчас ЦБ к этому относится очень сдержанно, я бы сказал, консервативно: поскольку не всегда понимает содержание лизинговых операций, поэтому устанавливает повышенные требования к кредитам, которые направляют на эти цели. И от этого проигрывают и сами лизинговые компании, и получатели их продуктов, и те, кто финансирует такой вид деятельности, так как они вынуждены формировать повышенные резервы. Поэтому нужно подготовить законопроект, который максимально учитывал бы и требования регулятора, и интересы рынка. Я так понимаю, Минфин сегодня озабочен подготовкой текста именно такого документа.

- Вы предложили полностью снять запрет банкам с базовой лицензией открывать корсчета в иностранных юрисдикциях. Как это поможет отечественным кредитным организациям?

- Сейчас действует временная норма, согласно которой до конца этого года банки с базовой лицензией могут открывать корреспондентские счета в зарубежных банках. На сегодня восемнадцать кредитных организаций этим воспользовались. Для чего это нужно. Зачастую наши крупнейшие банки находятся под санкциями, и с ними не очень хотят работать зарубежные финансовые институты. А небольшие банки с базовой лицензией, как правило, не попадают под санкции, иностранным регуляторам они неинтересны. Поэтому у них появляется возможность активно взаимодействовать на внешнем рынке. Некоторые из них уже эту временную возможность использовали. Теперь появилось предложение сделать норму постоянной. Его, кстати, озвучили при встрече банкиров с базовой лицензией с руководством Центрального банка. Глава регулятора Эльвира Набиуллина поддержала предложение, а мы оформили законопроект и внесли на рассмотрение Госдумы. Надеюсь, что его быстро примем.

Цифровой рубль можно будет оставить в наследство

- В Государственную Думу внесен еще один законопроект, касающийся цифрового рубля. Почему потребовались дополнительные поправки и в чем их суть? И, коль уже коснулись темы, когда ждать появления цифрового рубля?

- Законопроект чисто технический. Речь идет об открытии специальных цифровых счетов в информационной системе Центробанка для тех, кто будет пользоваться цифровым рублем для удовлетворения своих нужд, — граждан, юридических лиц. Отвечая на второй вопрос, замечу, что законопроект о цифровом рубле в первом чтении принят. Рассчитываю, что в ближайшее время, возможно на следующей пленарной неделе, мы его примем во втором и третьем чтениях, и, соответственно, во второй половине года — мы зафиксировали дату 1 августа — закон после подписания президентом вступит в действие. Соответственно, многие организации и физлица смогут воспользоваться своим правом. Причем хочу в очередной раз подчеркнуть, действие это добровольное, никто никого понуждать пользоваться цифровым рублем не будет.

- В чем преимущество цифрового рубля?

- С появлением цифрового рубля появится возможность взаимодействия физических и юридических лиц, например, с китайскими партнерами. Я напомню, цифровой юань появился еще во время пекинской Олимпиады, и многие китайцы пользуются им для расчетов в КНР. Операции станут проще, и, самое главное, они будут неподконтрольны внешним неприятелям, например США, которые, как известно, сегодня отслеживают финансовые операции, проводимые через банки. Здесь банки задействованы не будут. Соответственно, трудно будет нашим недругам повлиять на взаимодействие российских и китайских предприятий. Рассчитываем, что в эти процессы вовлекутся и другие страны. В России цифровой рубль на первых этапах будет активно использоваться при финансировании крупных государственных проектов, зафиксированных в бюджете. В этом случае цифровой рубль позволяет отследить целевое использование денег, выделенных на выполнение государственного или муниципального задания. И во-вторых, деньги не станут «пылиться» на счетах в банках без движения, а будут поступать на выполнение того или иного контракта в момент, когда это необходимо сделать.