Анатолий Аксаков: Деньги с Qiwi-кошельков людям, скорее всего, не вернут
Действующее законодательство предусматривает только страхование вкладов до 1,4 миллиона рублей
Центробанк отозвал лицензию на проведение кредитных операций у КИВИ банка — об этом сам ЦБ сообщил на своем официальном сайте 21 февраля. Поводом стало нарушение «антиотмывочного законодательства», а также использование персональных данных вкладчиков в собственных интересах. Чем это решение обернется клиентам банка и почему часть денег им, скорее всего, не удастся вернуть, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку и председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.
Неожиданная новость
- Анатолий Геннадьевич, чем обернется отзыв лицензии у КИВИ банка для его вкладчиков?
- Новость, честно говоря, для меня тоже оказалась неожиданной. Как бы то ни было, сейчас прежде всего возникает вопрос, что будет с теми, у кого в этом банке имелись вклады на сумму более 1,4 миллиона рублей. Такие вклады не учитываются в системе страхования, поэтому, очевидно, перед тем, как их удастся вернуть, пройдет какое-то время. Должна сформироваться конкурсная администрация, принять какие-то решения, накопить так называемую конкурсную массу, то есть все имущество, подлежащее выставлению на конкурс, и так далее. Только после этого удастся определить и общую сумму, и порядок выплат незастрахованным клиентам.
- У банка был и отдельный функционал — Qiwi-кошельки, где можно было хранить деньги, переводить их, оплачивать счета, интернет и другие услуги. Если Qiwi-кошельки перестанут работать, эти средства людям вернутся?
- Действительно, была информация, что некоторые граждане держали деньги на так называемых Qiwi-кошельках. Эти средства не являются вкладами. Соответственно, как их компенсировать — неясно. Скажу даже больше: действующее законодательство такой возможности не предполагает. Поэтому, скорее всего, рассчитывать на то, что средства с Qiwi-кошельков каким-то образом их владельцам вернутся, не стоит. Конечно, этот вопрос требует еще дополнительного изучения, но исходя из моего понимания ситуации я такой вариант вполне допускаю.
- Сколько времени может занять выплата компенсаций тем, кто имел в КИВИ банке вклады на сумму более 1,4 миллиона рублей?
- Агентство по страхованию вкладов у нас работает вполне эффективно и уже успело накопить большой опыт. Поэтому много времени все необходимые процедуры не займут. Я думаю, пройдет максимум месяц и деньги вернутся вкладчикам.
Сигнал для участников рынка
- Есть ли вероятность, что эти деньги вернутся не полностью?
- Нет, такого, на мой взгляд, не будет. Конечно, тут все зависит от объема конкурсной массы, которую сформирует временная администрация. Но, по моим данным и моим представлениям, банк работал достаточно эффективно. И если там не было каких-то сомнительных скрытых операций, воровства и приписок, если все соответствует балансу и отчетности ЦБ, то средств вполне хватит для покрытия всех обязательств перед вкладчиками.
- Это первый случай отзыва лицензии Центробанком за последние полтора года. О чем это может говорить?
- Повторюсь: для меня эта новость стала неожиданной и довольно неприятной. Я знал руководство этого банка, и каких-то негативных эмоций оно у меня не вызывало. Более того, создавало впечатление вполне профессионального коллектива. Что касается ситуации как таковой — на мой взгляд, это довольно серьезный сигнал со стороны Центробанка для всех, кто работает сегодня на рынке продвинутых финансовых инструментов. Понятно, для меня по крайней мере, что КИВИ банк в условиях санкций обеспечивал финансовое сопровождение сделок с внешними партнерами наших российских организаций. Видимо, не всегда эти сделки соответствовали российскому законодательству.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков