Алексей Майоров: Необходимо создать продуктовый аналог «Пушкинской карты»
В Совете Федерации рассказали, как можно сдержать цены на продовольствие внутри страны
Выпуск продуктовой карты помощи для малоимущих, развитие фермерской кооперации и увеличение количества точек мобильной торговли — об этих и других мерах для обуздания цен в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
- Алексей Петрович, что уже сделало Правительство для поддержания стабильных цен на продовольствие?
- Стабильность цен в первую очередь зависит от насыщения рынка товарами. Именно такую задачу поставил перед отечественными аграриями президент. Поэтому основными мерами Правительства стали шаги по поддержке агрокомплекса. Задействована система субсидий агропроизводителям, открыто льготное кредитование, работают механизмы лизинга. В целях поддержания стабильности спроса и предложения введены экспортные пошлины и система квотирования. Правительство объявило о том, что на субсидирование льготных кредитов в агросекторе будет дополнительно выделено свыше 153 миллиардов рублей. Это позволит просубсидировать более 19 тысяч ранее привлеченных аграриями займов. Напомню, льготные кредиты для аграриев выдаются по ставке 3-5 процентов. Льготные кредиты были необходимы аграриям для закупки горюче-смазочных материалов для посевной, а также минеральных удобрений и средств защиты растений.
По данным на 16 мая, яровой сев проведен на площади 28 миллионов гектаров, из них яровая пшеница занимает 5,6 миллиона, яровой ячмень — 5 миллионов, рис — 73,9 тысячи гектаров. Картофелеводческие хозяйства намерены в этом году убрать урожай с площади более чем 110 миллионов гектаров. По всем этим культурам в нынешнем году мы фиксируем увеличение посевных площадей. Так что дефицита продуктов не ожидается.
- Но себестоимость продукции в ряде отраслей АПК все же растет. На днях производители молока сообщили Правительству, что себестоимость их производства может вырасти на 15 процентов.
- Себестоимость растет из-за увеличения затрат, связанных с импортными компонентами. Это проблема санкционного давления на Россию со стороны Запада. Правительство частично уже смогло найти пути преодоления воздействия санкций. Например, выделены значительные средства на поддержку производителей зерна и хлебопекам. Как результат, по хлебу и хлебобулочным изделиям мы не наблюдаем роста цен в рознице, и я уверен, этого не случится и впредь. При этом в ряде отраслей уязвимость сохраняется, в основном это связано с сельхозтехникой и оборудованием импортного производства. Сейчас прорабатывается большая программа по импортозамещению АПК, где будут задействованы несколько министерств.
- В апреле Росстат зафиксировал новое подорожание «борщевого набора». С чем это связано? Какие импортные компоненты в отечественной свекле?
- Современный агробизнес — это серьезный технологический цикл, который нельзя нарушать. Если вы закупили импортные семена свеклы — вот уже импортный компонент! — то чтобы обеспечить их всхожесть и урожайность, вы должны использовать специальные удобрения и средства защиты растений. Они тоже импортные. Зарубежные поставщики семян гарантируют их урожайность только при условии применения соответствующего «агропакета». Решение проблемы — в наращивании импортозамещения в семеноводстве. По свекле и картофелю есть отдельные подпрограммы в рамках федеральной программы научно-технического развития АПК. Наука уже получила новые сорта отечественных семян свеклы и картофеля. Но, к сожалению, их промышленное разведение — дело небыстрое. Кроме того, сказывается и накрутка торговых сетей на эти товары. С этим мы боремся. На подходе законопроект об ограничении максимальной торговой наценки на продукты первой необходимости. Но, по-моему, ситуация в корне изменится, только когда торговые сети столкнутся с конкуренцией на рынке со стороны других форм торговли, например мобильной торговли фермеров и кооперативных агрообъединений.
- Как вы считаете, с чего следует начать создание таких агрокооперативов и нужны ли здесь законодательные изменения?
- Механизм кооперации сегодня задействован недостаточно. Между тем роль такого объединения для фермерских хозяйств была бы огромна. Ведь это путь, который позволит фермерской продукции поступать в торговые сети крупными партиями. Когда сегодня сети отворачиваются от мелких поставщиков, в их действиях есть и определенная правота. Сетевой торговле нужны крупные партии товара, при этом он должен быть соответствующе калиброван и упакован. Агрообъединения мелкотоварных производителей могли бы решить эти проблемы, включая и логистику до торговой точки. Но создание таких объединений — многоаспектная задача. Первая сложность, которая видится на этом пути, это осторожность фермеров перед такими объединениями. Там не должно быть объединения по принципу колхоза — это точно никого не устроит. Далее возникает вопрос, как будет делиться прибыль, какую ответственность будет нести каждый участник по обязательствам кооператива, как будет устроено налогообложение и так далее. Ну и третий блок — это вопросы чисто организационные, кто будет руководить кооперативом и на каких условиях туда будут принимать. Безусловно, здесь для законодателей непаханое поле. Предстоит вносить поправки в Гражданский, Налоговый кодексы, другие законы. Возможно, потребуется и отдельный закон об аграрных кооперативах. Главное, чтобы производитель видел для себя выгоду, а не риски от участия в таких объединениях. В ближайшее время этой теме на площадке палаты регионов будет уделено большое внимание. При нашем комитете уже создана рабочая группа по малым формам хозяйствования, и она начала активное взаимодействие с такой же группой в Правительстве, которую возглавляет вице-премьер Абрамченко. Думаю, нам удастся существенно продвинуться в этом вопросе.
- Не пора ли на фоне ограничения контрольно-надзорных мероприятий в отношении малого бизнеса дать большую свободу и фермерской торговле?
- Принят закон о контрольно-надзорной деятельности, там систематизированы все виды надзорных функций органов власти. Сейчас отменены все плановые проверки бизнеса, а внеплановые возможны, только если есть угроза здоровью и жизни людей. Кроме того, отложено вступление в действие и некоторые других законов, касающихся маркировки товаров, их прослеживаемости и прочего. Все это, безусловно, снижает нагрузку на бизнес, что в нынешних условиях очень правильно. Но при этом ослаблять контроль качества продуктов, его санитарного соответствия, по-моему, нельзя. Ведь это касается здоровья наших граждан.
Другое дело — требования к торговой точке. Надо работать с законом о торговле. Применять риск-ориентированный подход и избавляться от избыточных требований.
- Удастся ли с этими мерами удержать цены на продукты на доступном уровне?
- Безусловно, удастся. Хотел бы напомнить, что Правительство может использовать не только механизм регулирования цен, но и механизм продуктового субсидирования малоимущих. Эти идеи уже высказывались в прессе. К сожалению, многие путают его с продуктовыми распределительными карточками, которые мы видели в советское время. Но речь о другом. Сейчас успешно работает так называемая Пушкинская карта. На карточку потребителю зачисляется условная сумма, которую можно потратить на посещение культурных учреждений. Что-то подобное можно применять и в продовольственном сегменте. Обладатель карты сможет купить на определенную сумму любой товар потребительской линейки. Ну, кроме табака и алкоголя, разумеется.
Ещё материалы: Алексей Майоров