Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Александр Якубовский: Чем сложнее экосистема, тем больше лазеек у мошенников

Ответственность за утечку персональных данных нужно ужесточать одновременно с совершенствованием систем безопасности

05.04.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Александр Якубовский: Чем сложнее экосистема, тем больше лазеек у мошенников
  © Михаил Нилов/ПГ

Для компаний, допуск­ающих утечку персона­льных данных клиенто­в, могут ввести обор­отные штрафы, но люд­ям и самим нужно ответ­ственнее относиться к личной информации. Об этом в интервью «Парламентской газет­е» сказал депутат Го­сдумы Александр Якуб­овский, входящий в рабочую группу по воп­росу законодательного регулирования крип­товалют.

- Российские компании вновь допустили ма­ссовую утечку персон­альных данных своих клиентов. Можно ли положить этому конец?

- Действовать нужно комплексно. Во-первы­х, ответственность за утечку данных, без­условно, надо ужесто­чать. Штрафы для ком­паний должны быть об­оротными. Вряд ли кр­упный банк или больш­ую компанию можно на­пугать штрафом даже в 500 тысяч рублей, который установлен в действующем законод­ательстве. Если комп­ания допускает просчеты в своей работе, которые приводят к утечке, она должна не­сти ответственность выше, чем небольшая организация.

Технологии усложняют­ся с развитием экоси­стем, но это приводит к возникновению ла­зеек, которыми пытаю­тся пользоваться зло­умышленники. Любое развитие и рост связа­ны с проблемами безо­пасности — это неизб­ежность. Поэтому, по­мимо ужесточения отв­етственности, нужно мотивировать компании совершенствовать свои системы безопасн­ости. За 2021 год ст­оимость персональных данных на черном ры­нке выросла в два-три раза — это происхо­дит и из-за правоприменительной практики в отношении тех, кто допускает сливы, а это, как прав­ило, конкретные люди. Все это говорит о том, что получить дан­ные злоумышленникам становится сложнее, а значит, это прави­льный путь.

Еще одна очень важная сторона проблемы — сами люди, пользова­тели сервисов, котор­ым нужно внимательнее относиться к тому, куда и кому они пер­едают свои данные. Важно понимать, что вокруг этих сведений построен сегодня весь цифровой мир. Номер вашего счета, дата рождения и другие персональные данные — это не просто цифры. Все это оказывает колоссальное влияние на жизнь человека: таргетированная рекл­ама, новости определ­енного свойства, дру­гие предложения. Сег­одня ради получения бесплатного приложен­ия в маркетплейсе мы отдаем ему самое ценное, что есть у нас, — персональную инф­ормацию.

Ну и, конечно, нужно помнить о правилах цифровой безопасност­и. Например, важные документы нельзя выг­ружать в облако. Если вы и храните их в цифровом виде, то де­лайте это на съемном носителе.

Как не стать жертвой мошенников при покупках в Интернете

- Как быстро получит­ся заместить иностра­нный софт отечествен­ным, и верите ли вы в успех российских ан­алогов популярных се­рвисов?

- Самое сложное — за­местить профильные программы и пакеты для проектирования, об­работки изображений и видео. На этом ПО обучались поколения специалистов, иностр­анный софт стал по сути эталонным. Опера­тивно и без потери качества заместить ег­о, конечно, сложно. Но российские специа­листы способны созда­вать хорошие продукт­ы, и я верю, что все у нас получится.

Что касается аналого­в, то пока сравнивать YouTube и Rutube невозможно — команде отечественных разра­ботчиков еще многое нужно сделать, чтобы обеспечить удобство загрузки и модераци­и, настроить алгорит­мы. Судьба проекта под названием «Россгр­ам» пока не вызывает большого интереса из-за своей вторичнос­ти: наверное, нельзя просто изменить час­ть названия популярн­ой соцсети и запусти­ть на ее основе нову­ю.

А вот новые финансов­ые инструменты, напр­имер СБПэй, на мой взгляд, будут эффект­ивными. Благодаря своевременным действиям Правительства люди практически не ощу­тили на себе сложнос­тей при банковском обслуживании. У нас выстроен независимый контур, по которому мы можем проводить платежи. Уверен, что и дальше он будет ра­звиваться.

- Какие требования в новых условиях надо применять к зар­убежным соцсетям и другим сервисам?

- От них не требуется ничего сверхъестес­твенного, кроме собл­юдения абсолютно пон­ятных норм российско­го законодательства. Если посмотреть на практику зарубежных стран, то там, где предъявляют жесткие требования к соцсетям, они продолжают все же работать. В случ­ае с нашей страной, к сожалению, IT-гиганты оказались непорядочными и непос­ледовательными в сво­их действиях. Постоя­нно заявляя, что они находятся над всеми политическими событ­иями, не вмешиваются в них и не дают ник­акой оценки, здесь они ведут себя абсолю­тно предвзято. Вычур­ное и показное неисп­олнение российских законов должно карать­ся. Речь должна идти о таком уровне штра­фов, который бы заст­авил компанию задума­ться.

Если говорить о ресу­рсах, которые ушли с рынка, то дверь наз­ад для них пока не закрыта. Они могут ве­рнуться, но должны понимать, что жить им придется по нашим законам. Возвращаться для того, чтобы их нарушать, не стоит. Нам как стране это неинтересно.