Агрегаторам предложили вычислять таксистов-нелегалов
А если на вызов приедет авто без лицензии, службу заказа могут оштрафовать на полмиллиона рублей
Тема: Пленарное заседание Госдумы 21 июня 2023 года
Крупный штраф может грозить агрегаторам, которые нарушат порядок работы с информацией о заказе легкового такси или допустят к заказам водителей, не получивших разрешение на перевозку пассажиров. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях Госдума приняла в первом чтении 21 июня. Они, по словам депутатов, призваны защитить права клиентов такси, обеспечить безопасность поездок. Но в большинстве регионов агрегаторы пока не готовы выполнять требования будущего закона, рассказали «Парламентской газете» эксперты отрасли.
Новые статьи — новые штрафы
Законопроект устанавливает административные штрафы за нарушения в сфере легкового такси. Как напомнил на пленарном заседании 21 июня зампред Комитета Госдумы по защите конкуренции Антон Гетта, 1 сентября вступит в силу базовый закон о такси. Он предполагает создание в регионах реестров перевозчиков, автомобилей и самих таксистов, включая самозанятых. Агрегаторы, заключая с ними договор, должны проверять наличие разрешений на перевозку.
КоАП предложили дополнить статьей за нарушение установленного законом порядка обработки информации о заказе легкового такси: штраф для компаний — до десяти тысяч рублей. За неразмещение необходимой информации на сайте агрегатора фирму могут оштрафовать до двадцати тысяч рублей, а если служба заказа не направила извещение о начале работы или предоставила неполные сведения о себе, то может заплатить до ста тысяч рублей.
Самое строгое наказание будет ждать агрегатора за передачу заказа или «обеспечение доступности информации о заказе такси» людям, не получившим разрешений на перевозку. Службу заказа за это могут оштрафовать на двести тысяч рублей, а при повторном нарушении — на полмиллиона.
«Вводятся штрафы в зависимости от вида правонарушения: для физических лиц от 1 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 3 до 50 тысяч и для юрлиц — от 5 до 500 тысяч рублей», — пояснил Антон Гетта. Законопроект принят в первом чтении с условием доработки ко второму.
Доработать и принять
Этот законопроект группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму еще в 2019 году, и тогда он относился к другой инициативе, регулирующей легковые такси. Но ее не приняли, вместо этого кабмин внес свою версию законопроекта, который в итоге и одобрили.
Под его формулировки и должен подстраиваться законопроект о штрафах, так что их следует скорректировать ко второму чтению, отметил член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Александр Тетердинко: «Необходимо разграничить ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров и багажа, за нарушение требований к перевозчику и отдельно за нарушение правил деятельности служб такси».
Отметим, что службы заказа, они же агрегаторы, попали в правовое поле впервые и теперь будут отвечать за нарушения. Раньше, случись что, все претензии предъявляли таксисту, максимум — таксопарку. Агрегатор, хоть сам никого не перевозит, все-таки напрямую участвует в процессе оказания услуги, считают законодатели.
Читайте также:
• Таксистам предложат пересесть на отечественные авто
Как ловить нелегала
По закону с 1 сентября в регионах должны заработать реестры перевозчиков, такси и служб заказа. В них будут все необходимые сведения о легальных участниках рынка, имеющих лицензию. При передаче заказа агрегатор должен свериться с этим реестром перевозчиков. Данные в нем должны быть актуальными, а весь процесс происходить в автоматическом режиме, что исключит попадание заказа к водителю без лицензии.
В большинстве регионов выполнять требования закона пока не готовы, констатировали в Общественном совете по развитию такси. Там еще не создали реестры, поскольку это сложный и дорогой процесс. «Минтранс до конца июля должен запустить государственную информационную систему «Такси», к которой смогут подключаться регионы и хранить в ней свои реестры, но успеют ли субъекты ее протестировать, а с 1 сентября начать в ней полноценно работать — пока неясно», — сказала «Парламентской газете» председатель совета Ирина Зарипова.
Необходимо отложить вступление в силу отдельных положений закона о такси, считают в Общероссийском объединении пассажиров, глава которого Илья Зотов направил соответствующее обращение в Совет Федерации. «Ответа мы пока не получили», — сказал «Парламентской газете» Зотов.
После вступления в силу всех норм закона о такси поездки станут прозрачнее и безопаснее, ранее сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев. Садясь в такси, пассажир будет знать, что ответственность за его здоровье несет как водитель, так и агрегатор и таксопарк, а на вызов приехал проверенный шофер, имеющий соответствующее разрешение.
Ещё материалы: Антон Гетта , Павел Федяев , Александр Тетердинко