66 тысяч лифтов в России выработают свой ресурс в феврале 2025 года
А к 2030-му их количество достигнет уже 120 тысяч
В России должна развернуться беспрецедентная кампания по замене лифтов. Уже сейчас 66 тысяч единиц лифтового оборудования либо выработали ресурс в 25 лет службы, либо выработают его к середине февраля 2025 года, говорят результаты инвентаризации заключений технического обследования. А к 2030-му нарастающим итогом потребуется заменить уже 120 тысяч лифтов. Чтобы привести показатели к нормативам, нужно менять по 24 тысячи лифтов в год, считают участники совещания по теме «Актуальные вопросы реализации плана мероприятий по развитию лифтовой отрасли в России», которое прошло в Совете Федерации в четверг, 28 ноября. Таких темпов в стране не было никогда. Удастся ли найти на это все деньги и на какие сложности грозит наткнуться кампания по замене — рассказывает «Парламентская газета».
На замену нужно почти 260 миллиардов рублей
Напомним: Правительство России подготовило дорожную карту, которая представляет собой стратегию решения проблем с лифтами. В ней предусмотрены в том числе мероприятия по стимулированию региональных программ капитального ремонта, финансовой поддержке производителей лифтового оборудования, повышению спроса на российскую продукцию, обеспечению производства, поставок, монтажа и эксплуатации лифтов, загрузке производственных мощностей российских лифтовых заводов, цифровизации лифтовой отрасли.
Как отметила в ходе совещания руководитель департамента специальных проектов ФАУ «Роскапстрой» Минстроя РФ Светлана Евсеенкова, ведомство совместно с Фондом развития территория провели инвентаризацию заключений технического обследования лифтового оборудования. Выяснилось, что уже сейчас в стране насчитывалось 66 тысяч лифтов, которые выработали 25-летний ресурс, либо выработают его до 15 февраля 2025 года.
«Исходя из средней стоимости замены одного лифта по итогам третьего квартала 2024 года на их замену потребуется 259 миллиардов рублей, — уточнила Евсеенкова. — Также по результатам инвентаризации установлено, что с 2025 по 2030 годы ресурс выработают еще порядка 56 тысяч лифтов. Итого ориентировочно 120 тысяч лифтов нам потребуется заменить в этот срок. Это означает замену примерно 24 тысяч лифтов в год, чего раньше у нас в стране никогда не было».
При этом, согласно проведенному анализу, за счет региональных программ капремонта можно заменить лишь около 15 тысяч лифтов. Возникает вопрос — где взять деньги на остальные девять тысяч?
Деньги найдут в списанных кредитах
По словам участников обсуждения, одним из вариантов подспорья должны стать средства, которые регионы получат за счет списания бюджетных кредитов, — такой вариант утвержден в дорожной карте. В соответствии с новыми правилами их можно будет тратить в том числе и на замену лифтов.
«Мы подготовили форму заявки об одобрении мероприятий по замене, сейчас согласуем ее проект с регионами и будем утверждать, — заключила глава департамента. — Ряд субъектов уже предоставили нам сведения о планируемых расходах. Это всего 24 субъекта, общая сумма — около 43 миллиардов рублей. Остальные субъекты сказали, что предоставят планы после того, как правила будут окончательно утверждены».
Однако и здесь все не так просто: далеко не все регионы смогут новой системой воспользоваться. В отдельных субъектах потребность превышает объем финансов, полученных в ходе списания кредитов. А прямой субсидии на замену лифтов в утвержденном бюджете не предусмотрено.
«Сейчас подготовлены изменения в Жилищный кодекс, которые направлены в том числе на повышение финансовой устойчивости систем капитального ремонта, — отметила Светлана Евсеенкова. — В частности, предложена концепция минимального взноса, который будет рассчитываться индивидуально для каждого дома с учетом потребности в ремонте и окупаемости затрат. Право установления такого взноса закрепляется за самими субъектами».
Вопросы не только финансов, но и эксплуатации
Впрочем, одним лишь финансовым положением регионов проблема не ограничивается. Так, например, вопросы возникли к обслуживающим организациям. По словам участников обсуждения, зачастую те попросту не имеют необходимого штата и компетенций, из-за чего лифты живут меньше и ломаются чаще, чем могли бы.
«Сейчас мы внесли законопроект, чтобы навести порядок в специализированных обслуживающих лифтовых компаниях, — отметил в ходе совещания заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. — В частности, определить перечень критериев, которым они должны отвечать. Сколько нужно слесарей, сантехников, складского оборудования, какие должны быть товарные запасы и так далее. Потому что сейчас эти критерии размыты. И нигде не указано, за какое количество лифтов компания может отвечать — за десять, сто или тысячу. Поэтому лифты зачастую и не работают. А ответственность ложится на завод, которому становится все сложнее и сложнее давать гарантию, — там же не знают, в чьи руки их лифт попадет и как его будут обслуживать».
Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко отметил, что все замечания и предложения, прозвучавшие в ходе совещания, примут в работу.
«Перед нами, по сути, стоит задача отстроить работу целой отрасли, включающей в себя и производство, и эксплуатацию, и сервисные, и дилерские центры, и много чего еще, — подчеркнул сенатор. — И от работы которой зависят миллионы людей. Так что предложения будем рассматривать и дорабатывать».
Читайте также:
Ещё материалы: Сергей Колунов, Андрей Шевченко