Наш Крайний Север соединят со Скандинавией и Финляндией тремя новыми авиамаршрутами
Об этом стало известно на форуме «Арктика — территория диалога», который собрал более 1500 участников
В среду в Архангельске стартовал IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Он собрал более 1500 участников. Основными площадками стали Северный арктический федеральный университет имени Ломоносова и областной театр драмы.
В числе почётных гостей форума — президенты Исландии Гудни Йоханнессон и Финляндии Саули Ниинистё. 30 марта в Архангельском областном театре драмы состоится пленарное заседание «Человек в Арктике», участие в котором должен принять президент России Владимир Путин.
По словам губернатора Архангельской области Игоря Орлова, на подготовку масштабного мероприятия после правительственного постановления ушло всего три месяца. Форум открыл замглавы Правительства Дмитрий Рогозин. Вице-премьер рассчитывает на то, что Арктика из края Земли превратится в привлекательную для жизни территорию.
- Сегодня у нас есть серьезные проекты в транспортной сфере, связи, информатизации, в навигации, энергетике, медицине и жилищно-коммунальном хозяйстве, — заявил Рогозин. — … Глобальная цель — формирование соответствующего отношения людей и региону».
По мнению чиновника, желание человека ехать в Арктику и навсегда связать с ней свою судьбу «будет наилучшим показателем эффективности всей нашей общей деятельности». Вице-премьер добавил, что выдержать разумный баланс при освоении и развитии региона — глобальный вызов.
Развивать экспорт российской арктической продукции, по мнению Рогозина, можно с помощью специального сайта:
- Мы делаем единую информационную систему, единую базу, сайт, который будет постоянно обновляться с учётом развития производств высокотехнологичной продукции в интересах нового цивилизованного покорения Арктики, отметил он. — Думаю, что был бы смысл в будущем делать это на других языках, с тем чтобы эта продукция была востребована за рубежом, то есть имела свой серьёзный экспортный потенциал.
- Предусматривается развитие сети авиасообщений по линии Восток-Запад, поскольку слабое авиасообщение в Баренцевом регионе является уязвимой точкой в нашем сотрудничестве, — пояснил Петрович. Авиасообщение наладят по маршрутам Архангельск — Мурманск — Тромсё (Норвегия), Мурманск — Киркинес и Мурманск -Архангельск — север Ботнического залива (Финлянлия и Швеция), а также организуют удобные стыковки этих линий с уже существующими рейсами.
В настоящее время идут переговоры и о продлении норвежской паромной линии, чтобы паромы курсировали между Бергеном, Киркинесом и Мурманском, а в перспективе и Архангельском.
Министр транспорта Максим Соколов спрогнозировал рост грузооборота Северного морского пути в восемь раз в ближайшие 10 лет.
- В течение двух лет после открытия порта Сабетта, который готовится к запуску в этом году, грузооборот Северного морского пути вырастет на 20 млн тонн. В перспективе, с учетом реализуемых сейчас проектов, на следующее десятилетие мы видим возможность роста до 40 млн тонн, — сообщил глава Минтранса.
О том, что в Вашингтоне готовы сотрудничать с Москвой для эффективного регулирования транспортного движения в Арктике, заявил посол США в РФ Джон Теффт.
«Мы также рады и с другими государствами международной организации морских перевозок усилить регулирование морского транспорта в этих сопредельных регионах. Первого января в этом году договорённости вступили в силу, и мы ожидаем возможности вместе работать с Россией и другими государствами, гарантируя эффективную реализацию этого соглашения», — цитирует его РИА «Новости».
Энергопроекты не в ущерб экологии
По прогнозам экспертов, к 2040 году энергопотребление в мире вырастет на 30%. В связи с этим огромный потенциал имеют энергетические проекты в Арктике, где сосредоточены основные российские запасы нефти и газа, отметил министр энергетики Александр Новак.
- Государством разработана комплексная программа по поддержке проектов по добыче полезных ископаемых в Арктике. В частности, инвесторам предоставляются льготы по добыче углеводородов на арктическом шельфе, — рассказал Новак. По его словам, потенциал инвестиций в энергетику в Арктике за 20 ближайших лет составляет 400-600 млрд долларов.
Министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен обратил особое внимание участников форума на необходимость сохранения хрупкой экосистемы Арктики:
— Мы должны следить за тем, чтобы экономическое развитие шло на пользу народам Арктики. Мы должны всячески сохранять хрупкую экосистему Арктики и должны это делать в тесном сотрудничестве друг с другом. Необходимо способствовать поддержанию защиты окружающей среды и сотрудничества с местными коренными народами.
Главные направления госполитики России в Арктике в сфере экологической безопасности — это создание особо охраняемых природных территорий и охрана окружающей среды, рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии России Мурад Керимов.
«Основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне России является установление особых режимов природопользования и охраны окружающей среды, включая мониторинг ее загрязнения, рекультивацию природных ландшафтов и утилизацию токсичных промышленных отходов», — сообщил Керимов ТАСС. На данный момент в российском секторе Арктики насчитывается 21 особо охраняемая природная территория федерального значения.
Россия будет работать над улучшением экологической обстановки в Арктике, пообещал Дмитрий Рогозин:
— Сегодня деятельность компаний, которые работаю в Арктике, четко регламентирована в этой (экологической) части, каждой нашей компанией разработаны и выполняются программы по защите окружающей среды, большая работа проделана по ликвидации накопленного в прежние индустриальные эпохи экологического ущерба. Мы действительно много сделали и планируем сделать еще больше, чтобы наш дом — Арктика — стал экологичным и комфортным как для себя, так и для наших гостей и партнеров.
По поручению губернатора области я принял участие в Форуме арктических муниципалитетов. Без решения государственной задачи по освоению Арктики по обеспечению обороноспособности страны, добыче природных ресурсов, конечно, не обойтись. Поэтому совершенно правильно поставлена задача решать проблемы через муниципалитеты. Неважно, поселковый это уровень, или такого города, как Архангельск. В форуме участвовали представители 56 муниципальных образований из восьми арктических территорий. Помимо развития транспорта, прежде всего авиационного, в центре внимания — проблемы медицинского обслуживания, образования.
Конечно, все ждут выступления на форуме президента Владимира Путина. Я считаю, что это будет знаковое и судьбоносное событие для северян.