Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Метро продолжат строить только в Москве

Приоритетов в развитии видов транспорта у Правительства нет. Всё зависит от финансов

29.11.2016 18:16

Автор: Ксения Редичкина

Метро продолжат строить только в Москве
  © Игорь Самохвалов/ПГ

В каких регионах появятся новые железные и автомобильные дороги? Почему в городах-миллионниках почти не развиваются метрополитены? Что происходит с тарифами на электроэнергию? Аркадий Дворкович постарался ответить на вопросы сенаторов.

Куда пошли деньги «Платона»

2016 год стал фактически первым, когда железнодорожная отрасль в полном объёме обошлась без многомиллиардных государственных субсидий, и процесс будет только набирать обороты. По мнению Дворковича, это явное свидетельство не только верных действий Правительства, но и того, что структурные изменения в системе железнодорожного транспорта состоялись. Правда, строится железных дорог пока мало.

«Есть обход Украины, есть дополнительные пути, связанные с обходом Краснодара… Есть небольшие проекты, связанные с увеличением пропускной способности портов на северо-западе и Дальнего Востока», – перечислил он.

«Это очень мало, но это наша сегодняшняя реальность», – констатировал вице-премьер.

В целом же транспортная отрасль, по его словам, в 2016 году работала без сбоев, ведь  ситуация в российской экономике стабилизируется. Конечно, ещё невелика доля высокодоходных перевозок – мазута и других нефтепродуктов, зато возрос грузооборот за счёт перевозок угля. Зампред Правительства объяснил сенаторам, что приоритетов в развитии того или иного вида транспорта в стране не существует. А вот приоритеты по регионам есть. На первом месте – Крым, Дальний Восток, Калининград, а также города проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Что касается развития автодорожной сети в 2017 году, то тут у кабмина в планах получение дополнительного финансирования в рамках реализации проекта безопасные и качественные автомобильные дороги. «Все обеспокоены, как будет обеспечиваться дальнейшее финансирование эксплуатации дорожной сети. И пока могу точно сказать, что к индексации действующего тарифа в системе «Платон» власти  станут подходить аккуратно», – сообщил Дворкович, напомнив,  что с ноября прошлого года установлена льготная ставка – сейчас рассматриваются предложения по её индексации. По словам Дворковича, собранные средства уже позволили отремонтировать около 1 тысячи километров автомобильных дорог, их наиболее аварийные участки.

Автодороги подземку не заменят

Если учесть, что даже региональным центрам-миллионникам надо латать автодороги, то им, конечно, не до развития подземок. Сенатор Аркадий Чернецкий предложил создать госпрограмму по поддержке строительства метрополитенов. На это Дворкович ответил, что, в бюджете сейчас нет денег на новые станции, а в ближайшие два-три года метро будет строиться только в Москве. 

Чиновник привёл в пример Санкт-Петербург, где завершают всего одну станцию — у стадиона Чемпионата мира по футболу. В Екатеринбурге обсуждается строительство второй ветки метрополитена. Региональные власти уже предложили альтернативу федеральным средствам — выпуск облигаций. Проект линии оценивался в 63 миллиарда рублей, его финансирование из областного бюджета пока не предусмотрено. «Екатеринбург в числе трёх мегаполисов, в которых метро хоть как-то развивается», — сказала глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и попросила вице-премьера всё же не отметать идею госпрограммы.

Спикер в целом не одобряет сложившуюся ситуацию: «Надо в любом случае развивать строительство станций метро, ведь это налоги в бюджеты, рабочие места, а также решение нарастающих проблем с пробками».

Да, планы развития транспортных систем регионов и городских агломераций есть. «Но все в 2017 году на первое место поставили состояние городских дорог. И мы выделили дополнительные ресурсы на это», – попытался сменить тему вице-премьер. Матвиенко осталась непреклонна: «Это запрещённый приём! О метро надо думать».

Надо в любом случае развивать строительство станций метро, ведь это налоги в бюджеты, рабочие места, а также решение нарастающих проблем с пробками.

Подарок от Дворковича ждут в Кургане

Субъекты волнуют вопросы тарифов на электроэнергию –  эту тему тоже подняла глава палаты регионов. Валентина Матвиенко возмущена несколькими вещами. Во-первых, почему спустя 8 месяцев нет ответа на её обращение к главе Минэнерго Новаку по поводу драконовских сумм, которые платят за энергию жители Курганской области. «Из-за высоких цен в регионе много проблем, в том числе и с инвесторами», – сказала спикер. Во-вторых, нужно некое равенство между регионами в данном вопросе. А то получается, что курганцы платят ровно в два раза больше, чем жители соседней Тюменской области.

С тем, что происходит в этих регионах, Дворкович пообещал разобраться, но признался, что тарифы на электроэнергию во всех регионах нельзя сделать равными. «Для одинаковости цен надо осуществить глобальное перераспределение ресурсов. А это то же самое, что и межбюджетные отношения. Объём средств – сотни миллиардов рублей. Мы приняли такое решение по Дальнему Востоку. Там тарифы будут сближаться со средними тарифами по стране. Поэтапно», – сказал вице-премьер. Но Валентину Матвиенко такой ответ не удовлетворил. «До 20 декабря будет принято решение по моему вопросу – так?» – надавила спикер, подчеркнув, что Дворкович – влиятельный человек в кабмине, и она не сомневается –  он в «ручном режиме» решит проблему, тем самым сделав «новогодний подарок» жителям Курганской области.

Государство готово разделить финансовое бремя с частниками       

Светлана Горячева поинтересовалась, почему людей, которые вылетают на Дальний Восток из московского аэропорта Шереметьево, неуважительно загоняют в автобусы и везут к самолётам, тогда как все остальные спокойно идут через специальные рукава на посадку, минуя трап. Вице-премьер ответил, что дискриминации нет, тем более что это общемировая практика для крупных авиаузлов. «Авиакомпании и службы аэропорта пытаются обеспечить пассажиропоток вовремя.  К весне 2018 года будет новый терминал, в Шереметьево, третья взлётно-посадочная полоса  и ситуация выправится», – сказал чиновник. А Валентина Матвиенко попросила его поговорить с руководством Шереметьева и дать им соответствующие рекомендации.

О том, используются ли при строительстве автодорог возможности государственно-частного партнёрства, спросил сенатор Алексей Майоров. Ответ он получил утвердительный. По словам Дворковича, значительный участок трассы М-4 «Дон»  ждёт совместное инвестирование, создана управляющая компания, и процесс уже пошёл.

На государственно-частное партнёрство в Правительстве надеются и для финансирования строительства моста через Обь – второго крупного перехода Северного широтного хода. Ещё весной 2016 года обской мост Широтного хода был включён в перечень объектов, финансируемых из Фонда национального благосостояния, а уральское полпредство рекомендовало Правительству изыскать средства на строительство моста в 2017 году.

Как рассказал Дворкович, проблемы с мостами есть во многих регионах. До конца этого года должны быть введены в эксплуатацию 12 мостов. А в следующем году – 18. Одновременно государство ищёт средства, чтобы субсидировать лизинг на постройку круизных судов. Тему поднял сенатор Сергей Белоусов. Дворкович считает, что  главное тут – спрос на пользование такими судами – искусственно его поддерживать никто не будет.