Во сколько нам обходится «Сколково»
Сенаторы планируют обсудить эффективность работы инноцентра вместе с аудиторами Счётной палаты
Только в 2013–2015 годах инновационный центр потратил на свою деятельность 65,5 миллиарда рублей из госбюджета. Выделение этих субсидий не является экономически обоснованным, полагают в Счётной палате.
Как показала проверка, неосвоенные Фондом развития «Сколково» субсидии государства не возвращаются в бюджет, а оседают на счетах дочерних компаний Фонда.
Гранты: сам себе эксперт и получатель
По данным Счётной палаты, на начало 2014 года неиспользованный остаток субсидий составил более 15 миллиардов рублей. Часть этих денег была конвертирована в иностранную валюту и передана дочерним компаниям. Однако государство продолжает ежегодно выделять субсидии Фонду развития «Сколково» из бюджета и не требует возврата неиспользованных средств.
«Фонд развития «Сколково» должен минимизировать затраты на себя и увеличить гранты на научные исследования», – сказал зампредседателя Координационного Совета по финансовому контролю отраслей инфраструктурного комплекса при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Шухрат Ташпулотов на заседании координационного совета в верхней палате парламента. Фонд «Сколково», по его мнению, обязан обосновывать размер передаваемых дочерним компаниям субсидий и обеспечивать возврат неиспользованных средств.
Кстати, порядок выделения грантов из Фонда «Сколково», тоже вызывает вопросы у Счётной палаты. «Из 15 членов Грантового комитета Фонда, действовавших с 2013 по 2015 год, около 30 процентов являлись заинтересованными лицами – либо учредителями с существенной долей в уставном капитале, либо руководителями компаний, претендующих на статус участника проекта, либо на получение гранта. Из экспертов заинтересованными лицами являлись почти 60 процентов из общего их числа», – говорится в отчёте ведомства.
Вызывают недоумение и сумма расходов на развитие Сколковского института науки и технологий (Сколтех). За 2013–2015 годы на него было потрачено почти 12 миллиардов рублей. Это сопоставимо с расходами на большинство федеральных университетов, количество учащихся в которых в десятки раз выше, отмечают в Счётной палате.
На что расходуются государственные деньги
В начале будущего года на подкомитете по финансовому контролю при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам сенаторы будут вновь обсуждать отчёт Счётной палаты по «Сколково», но уже более предметно. «Подкомитет пригласит аудиторов Счётной палаты, представителей центра «Сколково» и задаст все вопросы, которые возникли у сенаторов после отчёта Счётной палаты», – сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев.
Показатели целевой эффективности центр «Сколково» определяет сам себе – что написали сами, то и исполняют.
Проблема в том, что показатели целевой эффективности центр «Сколково» определяет сам себе – что написали сами, то и исполняют, считает сенатор. Он также обратил внимание на то, что в «Сколково» средняя зарплата составляет более 400 тысяч рублей, а это никак не вяжется со средней зарплатой в экономике по стране. Впрочем, такие суммы были бы объяснимы, если бы страна видела продукт мирового уровня, который производится в нашей «силиконовой долине», считает сенатор. Но, к сожалению, констатирует Казаковцев, этого нет. «Если все эти миллиарды рублей направить не на «Сколково», а на определённые отрасли промышленности, наверняка, появились бы новые продукты, которые пользовались спросом в мире», – сетует сенатор. Вообще, в случае со «Сколково» непонятно, на что расходуются государственные деньги. «Люди получают финансирование, размещают бюджетные деньги в банках, получают доходность по депозитам. А дальше, как всегда… Необходимо разобраться в этой ситуации», – уверен Казаковцев.Проект «Сколково» – в чистом виде распил бюджета, считает известный российский экономист и публицист Михаил Хазин. «В нём никакого позитива изначально не закладывалось. Его делает либеральная команда, а они провалили все конструктивные проекты, которыми занимались», – сказал «Парламентской газете» экономист. В «силиконовой долине» за рубежом конкретные люди зарабатывают конкретные деньги, занимаясь инновациями, считает он. «А у нас в «Сколково» конкретные люди зарабатывают конкретные деньги, осваивая бюджет. Согласитесь, что это разные схемы. Для них лично всё хорошо, они получают колоссальные деньги, а то, что инноваций для государства нет, тоже объяснимо: зачем им отдавать то, что можно положить в карман или куда-то там ещё?», – задаёт риторический вопрос Хазин.
Оценивать эффективность работы «Сколково» должны наши учёные с мировым именем, считает руководитель аналитического центра финансовых исследований НИФИ, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Варьяш. «У нас есть очень достойные люди, учёные, практики, известные во всём мире. Так что никаких проблем с экспертизой я не вижу. Но вот как это всё организовать, это уже другой вопрос», – говорит он.
Что мы знаем о «Сколково»
Инновационный центр «Сколково» называют российской «силиконовой долиной». Это научно-технологический инновационный комплекс, который начали строить в Москве в 2010 году, первый создаваемый «с нуля» наукоград. Задача инновационного центра – разработка и коммерциализация новых технологий, помощь в воплощении идей и быстрый вывод их на рынок. В составе «Сколково» существует пять кластеров: биомедицинских технологий, энергоэффективных технологий, информационных и компьютерных технологий, телекоммуникаций и космических технологий, а также кластер ядерных технологий. Фонд «Сколково» был создан в 2010 году для управления одноимённым инновационным центром.
Проектом предусмотрено, что к 2020 году на площади 2,5 миллиона квадратных метров будут жить и работать около 50 тысяч человек. Компании – резиденты «Сколково» получают налоговые льготы: в 2015 году их выручка превысила 53 миллиарда рублей. В то же время объём привлечённых фондом частных инвестиций составил более 11 миллиардов рублей.
Термин «кремниевая долина» (или «силиконовая долина») был введён в 1971 году в США по инициативе предпринимателя Ральфа Верста и журналиста Дона Хофлера для сосредоточения на определённой территории наукоёмких предприятий, связанных с компьютерами и кремниевыми полупроводниками на севере штата Калифорния.
С 1960-х по 1990-е годы там разместились такие крупные корпорации, как Intel, Apple, Microsoft, Hewlett-Packard и Google. «Кремниевые долины» создавали и в других странах. В 70-х годах прошлого века научно-технологичные комплексы начали появляться в Японии. В Швеции в 1980-х годах был создан научный парк IDEON, который стал самым мощным научно-технологическим кластером в Европе. В это же время «долина» была создана и в КНР.