Налоги 2017–2019: богатые тоже заплатят
Прогрессивная шкала НДФЛ и другие новшества страхуют доходы госбюджета
Поправки в Налоговый кодекс РФ определены и прошли думские чтения. Однако дискуссия в обществе и государстве о том, как усовершенствовать налоговую систему, продолжается. Главная тема – стоит ли вводить прогрессивный налог на доходы физических лиц.
Три года в запасе
Причину такого интереса к прогрессивному налогу на доходы физических лиц стоит искать не только в стремлении соблюсти социальную справедливость: в конце концов богатые люди с их уровнем потребления в совокупности приносят госказне гораздо больше удельных доходов, чем менее состоятельные граждане. Рискну предположить, что необходимость серьёзно рассмотреть возможность перейти к прогрессивному НДФЛ, пусть и к 2018 году, о которой достаточно обстоятельно говорит и вице-премьер Ольга Голодец, и министр финансов Антон Силуанов (притом что в Правительстве раньше категорически отвергали эту идею), продиктована вынужденными обстоятельствами. Трёхлетний бюджет свёрстан жёстко, на грани возможного, а вот уверенности, что будут выполнены доходные параметры, нет, как о том неоднократно говорили и депутаты Госдумы, и Татьяна Голикова, председатель Счётной платы.
Какие резервы могут быть в случае финансовых провалов, если, к примеру, нефть упадёт ниже 40 долларов за баррель? Фискальная нагрузка на физические лица достигла уровня 43–48 процентов доходов, учитывая только обязательные налоговые платежи и взносы во внебюджетные фонды. А есть ещё и налоги на недвижимость и транспорт, акцизы, платежи за госуслуги… В совокупности можно говорить о том, что на эти цели уходит половина фонда заработной платы. Усиливать фискальный пресс в таких условиях рискованно, тем более в президентский выборный цикл.
Что делать? Застраховаться от подобных неприятных перспектив помогла бы прогрессивная шкала НДФЛ: только введение, к примеру, 30-процентного налога на 5 процентов наших сограждан с официальными доходами, согласно данным Росстата, свыше 100 миллионов рублей в год принесёт госказне не меньше 200 миллиардов рублей.
Кстати, 30-процентная ставка весьма щадяща по мировым меркам: в Скандинавии, скажем, граждане с таким доходами платят от 50 до 70 процентов налогов. А в целом есть расчёты, согласно которым прогрессивный НДФЛ, начиная с уровня 2 миллиона рублей доходов при максимальной ставке 30 процентов, достаточно безболезненно может решить практически все проблемы бюджета. Разумеется, если тратить дополнительные доходы эффективно.Бой с тенью
Излюбленный аргумент либеральных противников прогрессивного налога, что отказ от нынешней плоской шкалы приведёт к росту теневых выплат, с экономической точки зрения несостоятелен: это проблема правоохранительных и налоговых органов, которые, используя богатую информационную базу, приобрели за последние годы весьма неплохие профессиональные навыки, чтобы пресекать такие финансовые нарушения.
К тому же в, несомненно, либеральных США, Германии, Дании, Франции и десятках других развитых стран успешно применяют прогрессивную шкалу и мало кто рискует уходить в тень, возможно, помня о судьбе чикагского мафиози Лаки Лучано. Нынешние 13 подоходных процентов, как ни странно, не смогли удержать многих российских миллиардеров, сменивших налоговое резидентство как раз в пользу тех стран, где действует прогрессивный налог. И ничего, уверен, платят, не уходят в тень, хотя основные доходы получают от собственности в России.
Другое, состоявшееся, изменение в налоговом законодательстве призвано как раз вывести из тени доходы примерно 16 миллионов россиян, которые, по оценкам экспертов, самозаняты в так называемой гаражной экономике. Размеры их доходов можно приблизительно определить по минимальной потребительской корзине – не ниже 200 миллиардов рублей в месяц. Госдума приняла закон, согласно которому такие самозанятые граждане могут, зарегистрировавшись в налоговых органах, получить двухлетнее освобождение от платежей, а по истечении этого срока решить, будут ли они перечислять 13-процентный налог и в каком качестве или прекратят свою деятельность.
Пока такая льгота предусмотрена для нянь, сиделок, репетиторов, уборщиц, однако региональные власти могут расширять перечень видов деятельности, подпадающих под действие льготы. Трудно сказать, какое количество граждан пойдёт по этому пути, если до сих пор их налоговые органы не беспокоили: нулевые платежи гораздо привлекательнее, чем те же 13 процентов, а выбор между деньгами и статусом законопослушного гражданина не всегда однозначен. Однако первый и крайне важный шаг сделан: проблему теневой экономики надо решать, её налоговый потенциал только в части доходов может составить около полутриллиона рублей для госказны.