Бюджет жёсткий и реальный, но резервы можно найти
Серые и чёрные схемы ухода от налогов будут выявлять по 84 признакам
Тема: Федеральный бюджет на 2017-2019 годы
Первое чтение прошёл законопроект о федеральном бюджете. Как его улучшить? Об этом размышляют Елена Маркина, проректор, и Любовь Гончаренко, руководитель Департамента Финансового университета при Правительстве РФ, а также сенатор Олег Казаковцев.
Сколько и кому будем платить
Проект бюджета на предстоящие три года, равно, как и связанные с ним изменения в налоговой политике, были многократно и жёстко раскритикованы и депутатами, и экспертами, и, что называется , общественностью. Было подсчитано, что среднестатистический работающий гражданин России станет на 10—12 тысяч рублей в год больше перечислять налогов и неналоговых платежей всех видов. Однако так ли уж плох бюджет и неподъёмны фискальные и другие траты, если учитывать общее состояние экономики? Любовь Гончаренко, руководитель Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что возросшая налоговая нагрузка социально выдержана, её тяжесть в основном ляжет на обеспеченные слои населения, что в какой-то мере компенсирует плоскую шкалу налогообложения. В самом деле, расширение налогооблагаемой базы в виде перехода к кадастровой оценке стоимости земли и объектов недвижимости существенно увеличивает сумму налоговых платежей для физических лиц.
Однако система коэффициентов предусматривает, что состоятельные люди, обладающие большими квартирами, громадными загородными домами и обширными участками, будут платить достаточно высокие суммы налогов на недвижимость.
И наоборот, обитатели пятиэтажек и скромных по размерам участков и строений практически не заметят, что платежи возросли. Аналогичная картина и по акцизам на моторное топливо, которые заставят раскошеливаться владельцев мощных иномарок с высоким расходом бензина или дизеля.Но не эти налоговые поступления составят основу прибавки доходов почти на триллион рублей: около шестисот миллиардов рублей в совокупности заплатят госкомпании из своих дивидендов, а также сырьевые компании, перечисляя возросший налог на добычу полезных ископаемых.
Правительство стремилось максимально избежать роста социальной напряжённости, формируя изменения в налоговой системе: об этом свидетельствует и перечень налоговых льгот, в частности, вычеты за расходы на образование и лечение, в том числе дорогостоящее, а также на инвестиции при условии, если физические лица размещают средства на инвестиционных счетах в банке. В этом Любовь Гончаренко видит стимулирующую роль налоговых нововведений с целью развивать экономику: около 23 триллиона рублей средств населения на банковских депозитах могут таким образом стать источником серьёзных инвестиций в материальное производство.
Главное достоинство налоговой политики Правительства в её стабильности и предсказуемости на ближайшие три года, считает Олег Казаковцев, член Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, что, бесспорно, придаст основательности и уверенности бизнесу – непременное условие его развития. К тому же налоговая политика направлена на то, чтобы укреплять принципы социальной справедливости: не секрет, что многие предприниматели, да и госпредприятия используют чёрные и серые схемы выплаты зарплат.
При этом полностью не перечисляют налоги и платежи во внебюджетные фонды, а на соответствующие медицинские, образовательные услуги и на социальные пенсии претендуют в полном объёме. В результате госбюджет вынужден финансировать, к примеру, Пенсионный фонд на 3,8 триллиона рублей. Разумеется, налоговая политика в этом отношении должна быть ужесточена, считает сенатор, ведь сумма налоговых недоимок составляет около 1,5 триллиона рублей. Вероятно, уменьшить количество серых и чёрных схем ухода от законных финансовых обязательств поможет новый электронно-вычислительный центр ФНС в Подмосковье, где на основе новейшего информационного обеспечения начнут выявлять неплательщиков по 84 критериям и признакам.
Налоги собрали. Что дальше?
По известным официальным данным, около 2,5 триллиона рублей бюджетных расходов являются неэффективными. Иными словами, каждый шестой рубль налогов и других платежей, поступивших от населения и юридических лиц, не приносит в лучшем случае финансовой отдачи, а в худшем – попросту транжирится или помещается на банковский депозит, позволяя бюджетополучателям безмятежно существовать.
Это, увы, многолетняя тенденция. Гарантирует ли расходная часть бюджетного законопроекта, что подобная ситуация, если и не исчезнет, то, по крайней мере, значительно сузит свои рамки? К сожалению, нет, не создана пока полноценная юридическая база, предусматривающая уголовную и материальную ответственность конкретных и за низкопрофессиональное планирование масштабных бюджетных трат, и за срыв важнейших целевых показателей, которые на бумаге присутствуют во всех государственных инвестиционных программах.
Счётная палата, как инструмент парламентского контроля, подчеркнул Олег Казаковцев, регулярно направляет в органы прокуратуры отчёты, в которых указывает на выявленные в ходе проверок возможные правонарушения и злоупотребления в бюджетной сфере.
Однако эффект далёк от ожидаемого, хотя в регионах принимают меры гораздо активнее, чем в Центре. Причина такой вялости правоохранителей, очевидно, ещё и в том, что действующее законодательство не квалифицирует степень ответственности за подобные действия с бюджетными средствами. В подобном правовом вакууме расцветает ведомственный лоббизм, при котором невозможно или чрезвычайно трудно изменить целевое назначение средств, однажды попавших в бюджетную роспись.С таким утверждением согласна и профессор Елена Маркина, проректор по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве РФ. Изменить ситуацию может казначейское сопровождение финансирования стратегических государственных проектов, которое не только гарантирует целевое использование бюджетных средств в плановые сроки, но и позволяет контролировать, насколько периоды финансирования совпадают с инвестиционными технологическими этапами. Это могло бы стать элементом качественного изменения экономического роста, считает Елена Маркина, создав условия, чтобы сформировать бюджет развития, нынешний законопроект не совсем соответствует таким критериям.
Свод государственных доходов и расходов в целом соответствует экономическим реалиям - с этим утверждением были согласны все участники дискуссии в пресс-центре. А по мнению Олега Казаковцева, бюджет может быть и пожёстче, чтобы государство имело больше вариантов для инвестиций в социальную сферу и конкретно в людей, их образование, здоровье и культуру, чтобы иметь крепкую основу для технологического рывка в будущем.
Ещё материалы: Олег Казаковцев