Комитет Госдумы по бюджетам и налогам утвердил во втором чтении налоговые поправки на 700 миллиардов рублей
Тема: Федеральный бюджет на 2017-2019 годы
В думском Комитете по бюджету и налогам работают если и не как рабы на галерах, то в режиме, близком к этому состоянию. Объёмные законопроекты, посвящённые бюджету, рассматриваются практически в круглосуточном режиме с одним выходным.
Самозанятым и предпринимателям помогли
Во всяком случае, на вопрос, сколько стоят поправки к законопроекту, который вносит изменения в Налоговый кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, ответил: «Мне лично – несколько бессонных ночей». А его первый заместитель, Сергей Катасонов, уточнил: «От пятисот до семисот миллиардов рублей получит госбюджет в результате действий налоговых поправок». Так что усилия Андрея Макарова имеют вполне точные и немалые оценки. Правда, надо учитывать, помимо ответственности за социальные последствия – а они неизбежны при налоговых новшествах, – и то, что депутаты могут подвергаться многочисленным лоббистским атакам тех или иных субъектов налогообложения, подпадающих под фискальный пресс. Противостояние такому давлению также требует немало сил.
Тем не менее правительственный законопроект по налогообложению после двух чтений в профильном Комитете по бюджету и налогам принципиально не изменился. Получат некоторую поддержку индивидуальные предприниматели, которых выведут из-под действия повышенных пени за просрочку налоговых платежей. Некоторые категории самозанятых обяжут зарегистрироваться в налоговых органах, однако налоги они платить не будут. До 50 процентов (первоначально было 30 процентов) убытков разрешено переносить на будущий год при исчислении налогов консолидированным группам налогоплательщиков (КГН). Депутаты постарались максимально смягчить статьи законопроекта там, где это возможно без особого ущерба для бюджета.
Пиво оказалось крепче шампанского
Но не обошлось и без новшеств в части повышения налогов: решено предложить повысить акциз на шампанские и игристые вина на сумму от 5 до 9 рублей за литр в зависимости от качества. Таких инициатив, заметим, в правительственном законопроекте не было. Причины, которые побудили депутатов обратить внимание на этот тип вина, просты, по словам Сергея Катасонова: необходимость защитить отечественного производителя от дешёвых, но низкокачественных материалов, которые поставляют чуть ли не танкерами из-за рубежа; и выровнять экономические условия для производителей всех сухих вин, перед которыми до последнего времени хозяйства, выпускающие игристые, имели акцизное преимущество. Против таких аргументов депутат Николай Кулик, пытавшийся было оспорить поправку, возразить ничего не мог.
А вот производители пива, видимо, подготовились удачнее: во всяком случае, пенный напиток вообще не фигурировал в качестве объекта для повышенного налогообложения. Между тем, если акцизный эффект от игристых исчисляется примерно в полтора миллиарда дополнительных бюджетных рублей, то аналогичное нововведение на пиво могло бы принести до пятидесяти миллиардов, вполне ощутимая сумма в государственном масштабе. Видимо, у хозяев пивоваренного производства в России – а это, за редким исключением, крупнейшие мировые производители, вывозящие прибыль за рубеж, нашлись убедительные аргументы, чтобы убедить разработчиков законопроекта из Правительства не повышать акцизы на пиво.
Комитет по бюджету и налогам утвердил проекта Постановления Госдумы, в котором предусмотрено принятие во втором чтении новшеств в Налоговый кодекс и законодательные акты. Важно, что, помимо рутинных юридических формулировок, в этом постановлении содержится пункт, который предусматривает необходимость продолжать мониторинг за тем, как в реальной жизни будут действовать налоговые изменения, насколько они будут эффективны и подконтрольны.