Минфин: преобразования в экономике начнутся не раньше, чем через три года
Парламентские слушания в Совете Федерации параметров трехлетнего бюджета увлекательнее любого триллера
Во вторник, 8 ноября, под председательством Валентины Матвиенко в Совете Федерации анализировали правительственный законопроект по бюджету на 2017-2019 годы. Общее впечатление от дискуссии – в этом документе мало достоинств, но много недостатков.
Бюджет развития или выживания?
Совет Федерации начал готовить предложения в новый бюджетный законопроект сразу же, после того, как был утвержден бюджет на 2016 год. Это могут подтвердить все, кто следил за деятельностью сенаторов, которая в конечном итоге вылилась в энциклопедический документ, посвященный фундаментальным основам региональной политике, о котором писала «Парламентская газета». И, разумеется, расчёты и выкладки не были секретом и для руководителей социально-экономического блока правительства, и для конкретных экспертов-разработчиков проекта бюджета. Однако учтены они в большинстве случаев не были, а вчерашнее обсуждение на Совете Федерации вообще напоминало разговор зрячего со слепым, словно речь шла о двух разных документах, а не о едином проекте трехлетнего бюджета.
Не менее дипломатично упомянула руководитель Совета Федерации и о необходимости проанализировать, так ли уж страшен умеренный бюджетный дефицит и другие, до последнего времени отрицаемые возможности оживить экономику.
А вот в отношении фактически необоснованного намерения в три раза снизить объём бюджетного кредитования для регионов, которые попали в долговые сети во многом вследствие непродуманных действий федерального центра, критика прозвучала достаточно остро. Следствия такой «оптимизации будут совсем не оптимистичными, приведя к тому, что социальные обязательства – а их финансируют именно региональные бюджеты – могут быть сорваны. Забегая вперёд, замечу, что это, пожалуй, был единственный пункт, на которые отреагировал министр Силуанов, пообещав ко второму чтению учесть в бюджете эту проблему…
Нет в проекте бюджета и признаков того, что всё же учтена необходимость структурной перестройки экономики с тем, чтобы уйти от сырьевой зависимости: во всяком случае, как следовало из замечания Валентины Матвиенко, непонятно, как будут реализованы и обеспечены финансированием 11 приоритетных стратегических проектов, направленных по замыслу именно на стратегические преобразования в экономике.
По-прежнему виноват коварный за рубеж
Самое удивительное, что Антон Силуанов не отрицал претензий и обоснованности критики правительственных разработок: он попросту игнорировал замечания большей частью, предпочитая говорить о другом. Если кратко – тактика и стратегия правительства в бюджете сводится к трем позициям: занять денег на внутреннем и внешнем рынках, а также использовать средства национальных фондов, чтобы довести дефицит бюджета до одного процента; повысить уровень собираемости налогов и расширить их базу, при этом введя дополнительные неналоговые сборы и тарифы; и, наконец, продать то в ходе приватизации, что ещё можно продать из первоклассных высокодоходных активов. Всё это позволит, по словам Силуанова, «адаптировать экономику к новым условиям к 2019 году и создать основу для структурной перестройки!» То есть, стратегические преобразования откладываются, несмотря на то, что они признаны и обозначены главными приоритетами в экономической политике! При этом, разумеется, истоки и причины кризиса – за рубежом, в падении нефтяных котировок, росте курса доллара, и, полунамёком, в блокировании доступа к западным финансовым ресурсам, что привело к падению доходов на 36 процентов за три года. И ни слова о том, почему же не дают отдачу многомиллиардные инвестиции в экономику последних четырех-пяти лет, каков эффект от федеральных целевых программ, которые были утверждены с конкретными целевыми производственными и временными показателями?
Почему же не дают отдачу многомиллиардные инвестиции в экономику последних четырех-пяти лет?
Разумеется, такая идеология бюджета не могла пройти мимо внимания Татьяны Голиковой, смысл выступления которой можно свести к вопросу «А работать не пробовали, а не только занимать, приватизировать или повышать налоги?» В её остром выступлении были обозначены и размеры неэффективных расходов прошлых бюджетов с теми же авторами, и, главное, не покрепленный конкретными расчетами, а потому необоснованные ряд важнейших показателей. Несостоятельны (или, если быть точнее, не совсем обоснованные, как дипломатично выразилась Голикова) и счёт прироста материальных средств, и прогнозы по росту ВВП, и надежды на то, что возрастет на 3,2 процента к 2019 году розничный товарооборот, оживив потребительский спрос, который, в свою очередь, станет источником дополнительных инвестиций в реальный сектор. Откуда, за счёт чего, если в другом разделе бюджета спланировано падение реальных доходов населения, а количество неимущих достигнет 20 миллионов человек?Нереалистичны и расчёты на то, что частные и корпоративные инвестиции в 2017-2019 годах смогут заместить выпадающую господдержку: уже сегодня обозначилась тенденция, что при росте прибыли падает инвестиционная активность предприятий: на 19,1 процента увеличилась прибыль и лишь на 8,4 процента – инвестиции в основной капитал. Между тем, степень износа основных фондов составляет в среднем 50 процентов, а в здравоохранении, строительстве, машиностроении – и того больше.
Конечно, парламентские слушания закончились пожеланиями доработать проект бюджета в интересах страны. Однако рискну предположить, что в бюджетном процессе можно ожидать момента, когда сверстанный по старым образцам основной финансовый документ страны не будут пытаться усовершенствовать отдельными поправками, а изменят принципиально. Судя по настроениям и в Госдуме, и в Совете Федерации, критическая масса для этого шага накапливается.