Анатолий Аксаков: дефолта не будет, реальные доходы граждан увеличатся
Председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам анализирует качество проекта федерального бюджета
Главная тема, которой подчинена сегодня работа Государственной Думы, – проект трёхлетнего федерального бюджета, который должен стать основой для экономической политики страны в кризисный период.
Удастся ли избежать роста социальной напряжённости и при этом всё же стратегически развивать промышленность и сельское хозяйство? И не грозит ли стране дефолт, слухами о котором земля полнится? Об этом «Парламентской газете» рассказал Анатолий Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам.
– Дефолт стране ни в коем случае не грозит, внешний долг России сегодня минимален, а валютные резервы составляют почти 400 миллиардов долларов. Я понимаю, что люди хорошо помнят 1998 год с резервами в 10 миллиардов долларов и долгами, превышающими ВВП, когда и сбережения обесценились, и доллар за ночь вырос в три раза по отношению к рублю, но ситуация сегодня в экономике и в стране принципиально иная: при всех разговорах о кризисе страна развивается, промышленность устойчива, сельское хозяйство наращивает производство. Нет никаких объективных предпосылок для того, чтобы слухи стали реальностью, наращивая волнение и беспокойство в обществе.
– Тем не менее разработанный в Минфине и утверждённый Правительством бюджет не радует оптимистичными цифрами.
– Я считаю, что Минфин разработал максимально реалистичный бюджет: доходы будут расти не столько и не только за счёт нововведений в налоговом законодательстве, но и проявится эффект инвестиций прошлых лет – валовой внутренний продукт ведь тоже будет расти, может быть, не такими высокими темпами, как хотелось бы и нужно для развития экономики, но, по крайней мере, будет преодолен отрицательный рост. Крайне важно, что Центробанк сумел сократить инфляцию: это уже сказывается на доходах населения, которые последние два года снижались, а в последние месяцы 2016 года обозначилась тенденция на их рост. Это внушает обоснованную надежду, что, несмотря ни на что, уровень жизни наших граждан, их реальные доходы вырастут. Ведь новых налогов ни для физических, ни для юридических лиц не будет, изменятся лишь параметры и методика их взимания. При этом основные дополнительные доходы бюджет получит от юридических лиц, госкомпаний и топливно-сырьевого сектора. Хотя, конечно, фискальная нагрузка на граждан вырастет. Но все социальные задачи, включая индексацию пенсий в полном объёме в соответствии с уровнем инфляции и поддержку малоимущих, бюджет решит. Ситуация нынешнего года, когда наименее обеспеченные, низкодоходные слои населения потеряли в реальных доходах, будет изменена в лучшую сторону.
– Есть расчёты, которые показывают, что, помимо возросших налогов, необходимо обеспечить ещё примерно 10 тысяч рублей на человека в год других, неналоговых поступлений с тем, чтобы сбалансировать бюджет, снизив его дефицит.
– Не думаю, что в этом направлении будет какое-то ужесточение, Минфин квалифицированно рассчитал все поступления, чтобы обеспечить расходы. Другое дело, что можно было бы безболезненно получить дополнительные доходы, перейдя, к примеру, к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц.
– Вы имеете в виду те пять процентов наиболее высокооплачиваемых работников?
– Не секрет, что в госкорпорациях и на госпредприятиях очень часто фиксируются весьма высокие доходы. И не только первых лиц, но и управленцев среднего и начального уровней. Можно было бы рассчитать на основе, скажем, средней потребительской корзины некий индекс и ввести нарастающий процент налогообложения, начиная, к примеру, с трехмиллионного годового дохода. В эту категорию, кстати, попадают и депутаты.
– И добавить к этому миллионеров и мультимиллионеров из частного сектора. Подсчитано, что повышение всего на один процент НДФЛ для верхних пяти процентов лиц с наиболее высокими доходами даёт прибавку казне в 140 миллиардов рублей. Пока же наиболее состоятельные предприниматели уходят из налогового резидентства России, предпочитая платить не отечественные 13 процентов, а гораздо более высокие – от 25 процентов и выше – налоги Великобритании, Франции, Италии и других развитых стран…
– Уверен, что эта тема – прогрессивного НДФЛ – не исчерпана и будет обсуждена на парламентских слушаниях проекта бюджета. Но есть и другие варианты, как пополнить бюджет, одновременно стимулируя производство. К примеру, сегодня около 20 триллионов рублей на банковских депозитах – это прибыль предприятий, многие из которых по разным причинам не спешат её тратить, предпочитая «проедать». Правильно ли это? Очевидно, нет, учитывая, что инвестиции в основной капитал падают. Можно было б ввести налоговую льготу на прибыль предприятия, к примеру в пять или десять процентов в зависимости от того, насколько важен его вид деятельности для стратегических приоритетов государства. И наоборот, установить повышенное налогообложение на депозитные средства. В этом случае экономика получила бы немалые инвестиционные ресурсы с конечным эффектом – ростом материального производства.
– Но почему такие очевидные меры проходят мимо внимания разработчиков бюджета и тех, кто планирует развитие экономики?
– Проблема профессионализма стоит очень остро, последние несколько лет приходится менять показатели бюджета минимум два раза в год, прогнозы экспертов расходятся с экономическими реалиями. А ведь переход на стратегическое планирование с длинным, в десятилетия, горизонтом невозможно без соответствующего уровня анализа и компетентности.
– Окажут ли влияние на исполнение бюджета и на экономическую ситуацию в целом итоги выборов в США?
– Бесспорно, некоторое влияние будет: США – мощная держава и, как принято говорить, если там сквозняк, то чихает весь мир. Но сейчас их влияние ощутимо уменьшается, в резервную корзину валют вошёл юань, санкции против России фактически исчерпали свой эффект. Так что, думаю, принципиально ситуация не изменится, а нам надо жить своими интересами, развивать самостоятельную и самодостаточную экономику, минимизируя любые внешние влияния.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков