Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Новинки от Минфина: автомобили подорожают, а водка нет

До 500 миллиардов рублей получит бюджет от изменений в Налоговом кодексе

21.10.2016 17:03

Автор: Юрий Скиданов

Новинки от Минфина: автомобили подорожают, а водка нет
Фото РИА Новости

Правительство направило в Госдуму законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ. Принципиальных изменений сравнительно с первоначальным вариантом нет, но следы работы лоббистов обнаружить можно.

Главное ограничение политического характера Минфину удалось выдержать: налоговые нововведения в минимальной степени затрагивают материальные интересы основной массы плательщиков. И то сказать – если 80 процентов трудоспособного населения получает не больше 30 тысяч рублей в месяц притом, что реально располагаемые доходы падают минимум на 10 процентов в год, эксперименты с прямым налогообложением оплаты труда проводить рискованно. Тем более в президентский выборный цикл.

Бензин и новые автомобили станут дороже

 Но от попыток повысить госдоходы, разумеется, физические лица в стороне не останутся. Будут повышены, как уже писала «Парламентская газета», акцизы на моторное топливо и отдельные виды алкоголя, а также табак и различные электронные суррогаты для курильщиков. Это испытанные и гарантированные методы нарастить госказну. Но есть и новое: в законопроекте предусмотрено повысить и акцизы на новые автомобили в зависимости от мощности двигателя.

К 2019 году для моторов от 90 до 150 лошадиных сил акциз возрастёт на 4 рубля за лошадиную силу, а для двигателей, способных выдать свыше 150 лошадиных сил, – на 34 рубля за силу. Вроде бы немного, но помножим силы на рубли и на количество авто – получится, вероятно, те самые 60 миллиардов рублей, что запросило автомобильное лобби на поддержку отечественного автопрома. Неплохой результат. Но он, очевидно, несравним с успехами производителей алкоголя: не прошло продекларированное было намерение Минфина существенно увеличить акциз на безводный алкоголь, то бишь спирт – основу для производства водки.

Не включили в окончательные текст законопроекта и другое предложение: перераспределять доходы от акциза на алкоголь в соответствии с уровнем его продаж в регионах. Подтекст этого нововведения прост: сегодня акциз остаётся в местах производства, к примеру, водки. А это некоторые северокавказские регионы, где организован массовый выпуск дешёвой и не всегда качественной огненной жидкости. Потребляют же это зелье в основном в отдалённых регионах.

Если бы бюджеты регионов-производителей делились бы с бюджетами регионов-потребителей, это было бы логично и экономически оправданно. Но, очевидно, представители Северного Кавказа сумели убедить Минфин и Правительство в том, что такой шаг нецелесообразен. Теперь надо ещё убедить и депутатов Государственной Думы, а позже – и сенаторов.

Словом, производители водки сумели выскользнуть из-под ужесточающегося налогового пресса. А вот нефтяникам этого сделать не удалось: они получили увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к 2019 году до 428 рублей за тонну. Вместе с акцизами на моторное топливо эта новинка финансистов может ощутимо повысить цены на бензоколонках, что приведёт к росту инфляции: как считают специалисты, рубль удорожания бензина повышает на десять-пятнадцать копеек стоимость товара.

Оптимизируют налогообложение до 730 рублей НДПИ за тонну и для горняков, занятых добычей «многокомпонентных комплексных руд» – это платина, медь, никель.

Особо стоит упомянуть о совершенно правильной мере: законопроект устанавливает новые размеры пени за неуплату налогов в установленные сроки. Если раньше пеня составляла одну трёхсотую ключевой ставки ЦБ России в день, то теперь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей её размер увеличен вдвое, до одной стопятидесятой.

Рост железнодорожных тарифов снова ограничили

Что еще нового? Урезаны налоговые льготы на движимое имущество организаций. Видимо, смысл этого шага в том, чтобы пресечь маленькие хитрости, используя которые предприятия уходили от налогов, которые поступали в региональные бюджеты. Всего в прошлом году администрации субъектов недосчитались по этой причине почти 111 миллиардов рублей. Рост железнодорожных тарифов и стоимости билетов будет несколько ограничен: согласно законопроекту обнулён налог на добавленную стоимость на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом и сохранена нулевая ставка НДС на стоимость перевозок в пригородном сообщении.

Вероятно, станет полегче и убыточным регионам: предложено централизовать в федеральный бюджет один процент налога на прибыль предприятий с тем, чтобы в будущем перераспределять его с целью выравнивать бюджеты отдельных территорий.

Что можно сказать в целом о предложениях Минфина? Они сдержанны и хорошо просчитаны. Можно было ожидать большего, к примеру, введения прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, если помнить об отчаянной ситуации в федеральном и консолидированном бюджетах. Вероятно, при парламентских обсуждениях будут и другие, не затрагивающие налоговую систему предложения о том, как укрепить государственную казну.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2278