Кудрин хочет поправить указ президента Путина
Будут ли заморожены зарплаты бюджетников?
Инвестиционный форум «Сочи-2016» открылся с традиционного «делового завтрака», организованного Сбербанком. Его руководитель Герман Греф не изменил своим привычкам эпатировать собравшихся, среди которых можно было заметить известных депутатов, министров, губернаторов и уважаемых экономистов. На сей раз было предложено обсудить «кулинарную» тему: «Бюджетный пирог: как правильно разрезать?».
Переходим на трёхлетний план
Тема эта тем более важна, если учесть, что 26 — 28 декабря Государственная Дума начинает обсуждать трёхлетний федеральный бюджет, осваивая, наконец, предусмотренные законодательством принципы стратегического планирования. Министр финансов Антон Силуанов не стал развивать кулинарный аспект темы, поскольку, очевидно, уверен, что бюджетный пирог, возможно, был разрезан и не совсем правильно, но единственно приемлемым способом в рамках существующей модели экономики. А потому дефицит его, который Силуанов оценил в 3,5 процента в этом году, будет ежегодно уменьшаться на один пункт, существенно повышать налоги в ближайшие три года не планируют, а бороться с нехваткой денег в Минфине намерены, повышая уровень собираемости налогов и оптимизации расходов. Что ж, по крайней мере ясно: по данным Счётной палаты, налоговики и таможенная служба в общей сложности недобирают около трёх триллионов рублей запланированных сборов и платежей в бюджет, потому резервы здесь большие и относительно безболезненные для большинства населения. Даже если удастся «повысить уровень администрирования» хотя бы наполовину, то проблемы бюджетного дефицита лишатся своей остроты и войдут в параметры, обозначенные Президентом России в три процента. Но относительно экономической стратегии министр финансов не сказал ничего нового,
повторив известный тезис о том, что бюджет не будет искать заимствований, так как это означает сокращение ресурсов на «кредитование и на развитие реальных проектов». Позиция несколько странная, если вспомнить о том, что значительную брешь в бюджете — 15 процентов неэффективных расходов от их общей суммы — как раз приходится на «реальные проекты» — Федеральные адресные инвестиционные программы.Автор новой стратегии против
Но у Алексея Кудрина, в прошлом министра финансов России, а ныне главы Центра стратегических разработок при Правительстве РФ, который участвует в формировании новой экономической программы, свой взгляд на то, как выйти из кризиса и сбалансировать бюджет. По его мнению, необходимо увеличивать на один процентный пункт расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру, а к 2024 году довести эти расходы до трёх процентов в год. Также, по словам признанного лидера либеральных экономистов, надо увеличить и производительные расходы. Правда, Алексей Кудрин не уточнил, в каких конкретно отраслях и по какому принципу — в сельском хозяйстве, высокотехнологичной промышленности или, может быть, в банковском секторе. В общем, тоже ничего нового: подобные советы не сам Кудрин сформулировал, они полностью соответствуют рекомендациям так называемого «Вашингтонского консенсуса», политики, рекомендованной МВФ и Всемирным банком для слаборазвитых стран, преимущественно латиноамериканских и африканских. Но при всём уважении к видному экономисту всё же стоит заметить, что Россия, пусть и после четвертьвекового господства либеральной модели в экономике, всё же несколько отличается от, скажем, Центрально-Африканской республики. И уверен, отличается даже больше, чем уважаемый Алексей Леонидович от тамошнего бывшего министра финансов Эли Доте.
Но откуда же деньги взять на эти очередные благие дела? Ещё в начале года Кудрин и его единомышленники указывали на ВПК. Сейчас, видимо, их поправили, ведь оборонная промышленность приносит валютные доходы, которые сопоставимы с бюджетными тратами, и вытягивает смежные отрасли на новый технологический уровень. Потому избран другой объект: бюджетные работники. Необходимо отказаться от индексирования зарплат бюджетникам, считает глава ЦСР. Заметим, что необходимость такой индексации жёстко прописана в майском 2012 года Указе Президента РФ № 597. Это не проблема, по мнению Кудрина, который бы выполнение этого указа «отложил, чтобы более оптимально выполнять… эти обязательства». Таким образом, будет сохранено, по словам бывшего министра, 500 — 600 миллиардов рублей, которые и пойдут на «благие цели». Только вот непонятно, откуда взялись эти цифры? Как Алексей Леонидович умудрился насчитать эти миллиарды? В 2016 году на индексацию 11 категорий бюджетных работников было запланировано истратить 95 миллиардов рублей. Примерно такие же суммы с учётом хвалёной четырёхпроцентной инфляции, видимо, будут заложены в расходы бюджета и в следующие годы. Так о чём речь, если на индексацию зарплат бюджетникам (кстати, тем же учителям, врачам, работникам культуры) уходит примерно 0,7 процента от общих расходов бюджета в год. Неужели бывший министр финансов не может найти таких денег из других источников?
А ведь отказ индексировать зарплату бюджетников может иметь крайне неприятные социально-политические последствия: 14 миллионов бюджетников, занятых в медицине, образовании, культуре плюс 2 миллиона 200 тысяч работников госорганов и местного самоуправления — костяк государственной системы власти, и от их отношения к действиям этой самой власти во многом зависит устойчивость и стабильность государства и эффективность исполнения его актов.
Хорошо бы помнить о простых людях, а не о проблемах чиновников, — такое мнение высказал депутат Государственной Думы, в прошлом и, весьма вероятно, в будущем председатель её бюджетного комитета Андрей Макаров, заметив, что бюджетный пирог без муки и прочих ингредиентов весьма проблематично не только испечь, но и съесть. К тому же, подчеркнул депутат, гораздо полезнее думать о том, как испечь пирог, а не о том, как его поделить. А ресурсы можно найти, проревизовав федеральную инвестиционную программу или дебиторскую задолженность, где концентрируются сотни миллиардов рублей невостребованных средств. Эти слова звучали особенно актуально среди богато сервированных столиков «Делового завтрака», где каждое блюдо, уверен, стоило не меньше тысячи рублей. Примерно столько же составил размер индексации минимальной зарплаты для бюджетников в 2016 году…