«Пирамидальные» мошенники могут сесть на шесть лет
Для создателей финансовых пирамид скоро введут уголовную ответственность
Последователям печально известного Мавроди теперь грозит до шести лет тюрьмы и штраф в полтора миллиона рублей. Такие санкции предусматривает рассмотренный в Госдуме во втором чтении законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за организацию финансовых пирамид.
Мавроди напомнил о себе
МММ, «Властилина», «Тибет» — реклама этих компаний не сходила с телеэкранов в 90-е. Они привлекали граждан обещаниями невиданного роста финансового благополучия. 200 процентов годовых (на меньшее начинающие вкладчики первых лет перестройки не соглашались) действительно казались многим осуществлением давней мечты. Бывало, что за призрачную возможность её осуществить люди отдавали последние сбережения. Одной только «Властилине» удалось привлечь средства граждан на 536 миллионов рублей и 2,5 миллиарда долларов. Но гром грянул — и финансовые пирамиды стали валиться одна за другой. Их организаторы оказались в тюрьме, а государство смогло вздохнуть спокойно, надеясь, что массовому сумасшествию вкладчиков положен конец.
Однако на деле проблема оказалась лишь загнанной внутрь. В канун кризиса 2008 года на свободу выходит Сергей Мавроди, основатель МММ — самой скандальной пирамиды 90-х. В 2011 году он создаёт аналог прежней компании, и снова начинает привлекать средства граждан под обещанные высокие проценты. Как выяснилось, опыт прошлого наших граждан ничему не учит.
Ещё немного, и на экране снова замаячил бы призрак «Лёни Голубкова». Печальная история могла повториться, если бы не вмешались законодатели.
В 2012 году появились поправки в закон о рекламе, предусматривающий санкции в отношении юрлиц за размещение рекламы финансовых пирамид. Вступили в силу и поправки, ужесточающие наказание за мошенничество. В Уголовном кодексе была введена дифференциация этого вида преступлений. Так, например, предусмотрено наказание за мошенничество в сфере кредитования, страхования, предпринимательской деятельности и информационных технологий.
«Все эти годы шла постоянная работа, чтобы до предела сузить возможности мошенников уходить от наказания», — рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому законодательству Александр Ремезков.
Однако это был далеко не конец пути. Ведь в случае с повторным созданием МММ в 2011году, напоминает Ремезков, дело о мошенничестве было возбуждено в отношении неустановленных лиц. Сам же Мавроди фактически оказался ни при чём».
Всего же, по данным МВД России, в 2014 году осуществляло деятельность более 160 организаций, имеющих признаки «финансовых пирамид», от них пострадали более 9 тысяч граждан, а сумма причинённого ущерба составила 1,7 миллиарда рублей.
«Чтобы полностью пресечь деятельность создателей финансовых пирамид, необходима отдельная статья в Уголовном кодексе»,- комментирует Александр Ремезков, — в ближайшее время мы примем поправку в Уголовный кодекс в третьем чтении, и такая статья появится». В аппарате Комитета Госдумы по законодательству сообщили, что соответствующая статья Уголовного кодекса может вступить в действие с июня 2016 года.
Уйдут ли пирамиды в прошлое
Однако даже этих мер недостаточно, чтобы финансовые пирамиды окончательно ушли в прошлое. «Страх уголовного наказания, безусловно, сделает не в меру ретивых предпринимателей, желающих поживиться за счёт вкладов граждан, осторожнее. Однако говорить, что это нас стопроцентно застрахует от повторения таких явлений, нельзя», — замечает член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев. Он напоминает, что формы финансового мошенничества стремительно меняются. Особенно это характерно в кризис, когда потребность в деньгах у граждан возрастает.
«Помимо финансовых пирамид, нас беспокоят также микрофинансовые организации, выдающие деньги до получки под сумасшедшие проценты. Эта проблема обострилась в последнее время в связи с беспределом некоторых коллекторов. Между тем в Уголовном кодексе есть статья о незаконной банковской деятельности и именно под неё необходимо подводить деятельность финансовых пирамид», — считает сенатор. Весь это сегмент рынка должен находиться в зоне регулирования Центробанка. Кстати, совсем недавно в Госдуму внесён законопроект, который подчиняет ЦБ и коллекторские агентства.