Все о пенсиях в России

18:03Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

В Минтрансе обсудят снижение тарифов на участке М-11

В Думе предлагают ограничить Правительство в правах по установке тарифов и штрафов в области транспортной политики

28.12.2015 15:56

Амбициозный проект, задумывавшийся как панацея для постоянно стоящей в пробках Ленинградки, оказался не нужен водителям из-за дороговизны услуг. За дорогу от Солнечногорска до Москвы протяженностью в 43 километра с легковушки берут 500 рублей. И это только в одну сторону! Автомобилисты выбирают альтернативные бесплатные маршруты, а владельцы платной дороги несут убытки.

Мне сверху видно всё

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв, облетая на вертолёте свои владения 26 декабря, наконец, увидел то, о чём неустанно говорят последний месяц СМИ и автовладельцы. А увидел он платный участок трассы М-11, на котором «количество машин можно пересчитать по пальцам».

Главу региона поразило, что важная для жителей Солнечногорска, Клина, Химок и Зеленограда транспортная артерия простаивает из-за высоких тарифов, установленных владельцами дороги. «Цена должна быть скорректирована, и мы будем просить о существенной скидке, чтобы дорога заработала», — заявил губернатор, пообещав, что этот вопрос поднимут сегодня на заседании Координационного совета в Минтрансе.

Сеть платных дорог в России уже превышает 700 километров и продолжает пополняться новыми участками. В основном они контролируются госкомпанией «Автодор», но иногда и частными инвесторами, например, как трасса М-11.

Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке с 15-го по 58 километр было подписано между «Автодором» и ООО «Северо-Западная концессионная компания» в 2009 году. По данным СЗКК, общая стоимость проекта, включая строительство и обслуживание кредитной линии, — свыше 60 миллиардов рублей, а по другим источникам, более 72 миллиардов. При этом только треть суммы предоставило государство, остальное — инвестиции акционеров и привлеченные концессионером заёмные средства.

Чтобы вернуть свою кучу денег, компания и ввела такие драконовские цены и снижать их, похоже, не собирается. Максимальный тариф в среднем на трассе составляет 12 рублей за километр, а на участке до «Шереметьево» — все 25, тогда как в Европе цены на похожих дорогах колеблются от 8 до 12 рублей. По условиям соглашения, в 2040 году трасса М-11 должна вернуться под управление государством, поэтому инвесторы и спешат набить карманы. А что машин меньше ездит, чем планировалось, так это не беда: ремонтировать дорогу не придётся. За это ведь тоже концессионер отвечает.

Самый простой выход — заплатить выкуп

В начале 90-х годов прошлого века похожая ситуация была в Венгрии, вспоминает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов, который тогда был министром транспорта России. Венгерские коммерсанты построили несколько скоростных автострад на концессионной основе. Они хотели быстро окупить свои затраты и установили очень высокие проездные тарифы. Но по этим дорогам никто не поехал.

По условиям контракта требовать снижения стоимости проезда от бизнесменов правительство не могло, тогда руководство страны выкупило трассы у коммерсантов и понизило тарифы. Автомобилисты сразу же поехали, а дороги стали приносить прибыли даже больше, чем рассчитывали проектировщики.

- Трасса, которую построили до Солнечногорска, очень хорошая и стоит больших денег, но нужно было провести нормальное маркетинговое исследование: выяснить, кто и за какие деньги готов ехать по платной дороге, — пояснил парламентарий. — Ну, нельзя же заставить всех россиян покупать только «Лексусы» — подавляющее большинство не сможет их купить. То же самое касается и дороги, проезд по которой стоит как «Лексус». Люди просто не могут позволить себе такую услугу.

По словам Виталия Ефимова, цены на трассе М-11 неподъёмные для 85 процентов наших граждан. Тарифы согласовывались с Минтрансом в момент заключения договора на строительство платной дороги. Сейчас чиновники должны решить, что делать дальше: пересматривать пункты концессионного соглашения или выкупить трассу у бизнесменов?

- Если оставить всё как сейчас, то коммерсанты и сами разорятся, и принесут убытки государству, которое также внесло часть денег в строительство, — пояснил депутат. — По дороге ездить никто не будет, соответственно денег не получит ни концессионер, ни бюджет страны.

Не ПЛАТОНическая любовь к дорогам

Раз у Правительства не получается определять адекватные тарифы, без отрыва от земных реалий, то за это нужно взяться Государственной Думе, считает член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов.

Депутат от фракции «Справедливая Россия» предлагает федеральным законом ограничить тарифы и цены в области транспорта: это касается платных дорог, парковок, специальных налогов и так далее.

- Необходимо пригласить в Госдуму руководство Минтранса со всеми ответственными за тарифную политику и спросить у них: чем вы руководствовались, определяя неподъёмные для населения суммы, — рассказал депутат. — Знаете ли о зарплатах и доходах тех, с кого предлагаете взимать деньги?

По словам парламентария, вопросы транспортного регулирования для нашей страны, с её огромными территориями, очень чувствительны. Россиянам приходится много и далеко ездить, чтобы учиться и работать. Этим пользуются частники, которые заключают концессионные соглашения на строительство дорог из-за любви не к людям, а к деньгам.

- У нас уже существуют ограничительные пределы для тарифов ЖКХ, — рассказал Олег Нилов. — Предельные максимальные индексы на коммуналку устанавливаются с учётом региональных и других особенностей, даже с календарной разбивкой. В разных регионах они свои, в столице — 10 процентов от совокупного семейного дохода. Возможно, и сфере транспортных услуг следует принять подобную схему, чтобы успокоить аппетиты господ коммерсантов.

Тем временем

 

Устанавливая один из самых высоких не только в стране, но и мире тарифов за пользование платной дорогой, владельцы трассы тем не менее были уверены, что клиенты от них никуда не денутся. Мол, пройдёт немного времени, и водители, устав от постоянных заторов на бесплатной Ленинградке, откроют кошельки и свернут на коммерческий участок. Так ли это, выясняли  корреспонденты «Парламентской газеты», которые в утренний час пик проехали по платной дороге.

От МКАД до Шереметьева за 600 секунд

Изрядно потолкавшись на кольцевой, редакционный автомобиль ныряет под указатель трассы на Санкт-Петербург М-11 и будто переносит нас в другое измерение. На идеальной пятиполосной дороге ни души.

- Не надо меня фотографировать, - отворачивается, завидев камеру, девушка, которой я протягиваю деньги за проезд. - Надоели уже журналисты. Постоянно сюда приезжаете и снимаете!

- А кроме нас, ещё кто-то тут бывает?

- Бывает, - бросает она и открывает шлагбаум.

Словно подтверждая её слова, позади нас пристраивается иномарка, но затем, включив аварийку, сдаёт задом, разворачивается и уезжает.

Машины мы всё-таки на своём пути встречаем, но их очень и очень мало: одна скорая, два автобуса и около десяти легковушек. Всё это за 10 минут, что едем из Москвы до аэропорта Шереметьево. Собственно, скорость - это единственное приятное впечатление от нашего эксперимента, так как цена услуги и придорожная инфраструктура, точнее её отсутствие, порядком огорчают.

Тарифы не просто кусаются, они и загрызть могут. Например, стоимость проезда из Москвы до аэропорта Шереметьево (10 км) в час пик - 250 руб­лей, до Зеленограда (25 км) - 350, до Солнечногорска (43 км) - 500 рублей. И это только в одну сторону! Неудивительно, что даже в самые интенсивные утренние часы платный участок используется едва ли на 10 процентов от своих возможностей.

Можно купить транспондер - маленькое электронное устройство для автоматического списания денег на пунктах въезда на платную трассу. Для этих приборов разработана система бонусов и скидок, но ажиотажа в офисах, где их продают, нет. Скучающий охранник сообщает, что наплыв был поначалу, а сейчас «народ идёт, но мало».

Привычная картина

От аэропорта мы сворачиваем в сторону бесплатного Ленинградского шоссе, чтобы посмотреть, как обстоят дела там, и натыкаемся на привычную картину - многокилометровая утренняя пробка из области в сторону Москвы.

Те же самые 10 километров до МКАД приходится ползти не меньше сорока минут. Водителям, что едут из Солнечногорска, ещё хуже. Из-за постоянных мелких ДТП и неповоротливых фур, стопорящих и без того не шибкое движение, рассчитать время в пути просто невозможно. Но свернуть на платный участок никто не пытается - слишком накладно.

К примеру, максимальный тариф в среднем на трассе около 12 рублей за километр, а на участке до Шереметьева - все 25, тогда как в Европе цены на похожих дорогах колеблются от шести до десяти рублей. При этом цена российского километра если и снизится, то не раньше 2040 года.

как у них

 Италия

    Трасса: А-1, от Милана

до Неаполя

    Стоимость километра (рубли): 4,9

    Протяжённость (км): 776

 США

    Трасса: New Jersey Turnpike

    Стоимость километра (рубли): 7,7

    Протяжённость (км): 195

мнения

Вячеслав Лысаков

первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству:

- Владельцы трассы М-11 пытаются получить всё и сразу. Это неправильно. За границей тарифы платных дорог невысокие, потому что инвестор «отбивает» свои вложения не ценой проезда, а через развитие придорожной инфраструктуры: автосервисы, кафе, туалеты, мини-маркеты и места для отдыха. Пожалуйста, стройте и получайте прибыль. А не как у нас: ничего подобного нет, а цены заоблачные, плюс полдороги не освещено.

Сергей Катанандов

первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера:

- Ждать, что в условиях кризиса люди будут платить такую большую цену за право проезда по М-11, несерьёзно. Эта трасса очень нужна и её долго ждали, но чем больше люди будут стоять в пробках на Ленинградке, тем сильнее у народа будет аллергия на власть. Зачем это делается, я не знаю.

Платные автомагистрали - это вполне нормальное современное явление, но дороги должны быть по карману нашим гражданам. Меня всегда поражало, что платные трассы за границей дешевле, чем у нас. Нужно немедленно снижать расценки, так как они очень высокие.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4298