Вне зоны действия сети
Как договориться крупным торговым сетям и мелким предпринимателям, не навредив покупателям, думали в Совете Федерации
Один из основных приоритетов российской экономики — это вопросы развития потребительского рынка и его регулирование, тем более что государство заинтересовано в развитии торговли и поддержании её инвестиционной привлекательности. О том, как развивать потребительский рынок, дать возможность небольшим компаниям успешно на нём функционировать, а нам, покупателям, не зависеть всецело от политики больших торговых сетей, шла речь в Совете Федерации на «круглом столе» под названием «Совершенствование регулирования потребительского рынка». Заседание вёл первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров.
Крупные сети и частный бизнес: борьба за покупателя
Сенатор сразу же заявил, что необходимо совершенствование потребительского рынка. По словам парламентария, если раньше этому рынку диктовали свои условия торговые сети, то сейчас возникла ситуация с отсутствием потребителей. Сегодня, отметил Майоров, происходит застой на внутреннем рынке страны — застой сбыта отечественных товаров. И даже налоговые преференции для малого бизнеса не спасают ситуацию.Все участники «круглого стола» обсудили два законопроекта по теме. Один, принятый уже Госдумой в первом чтении, вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности, а второй, подготовленный Минпромторгом, предполагает к нему поправки.
Законопроектом, например, предусматривается понятие услуг по продвижению продовольственных товаров. Также вводится ограничение на суммарный объём всех выплат поставщиком продовольственных товаров в пользу торговых предприятий (включая как плату за приобретение товаров, так и плату за продвижение товаров). Это позволит создать механизм, с одной стороны, не препятствующий торговым сетям оказывать услуги по стимулированию потребительского спроса на реализуемые продовольственные товары, а с другой стороны, предотвращающий возможные злоупотребления.
При расчёте суммарного объёма выплат в пользу хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, применят «чистую» цену приобретённых продовольственных товаров (без учёта косвенных налогов). Такое требование не позволит искусственно увеличивать размер вознаграждения сетей, в том числе избирательно, что будет способствовать развитию конкуренции и защите интересов поставщиков. Одновременно устанавливается сниженный размер совокупного вознаграждения торговых сетей в размере 3% от «чистой» цены приобретения продтоваров, что будет способствовать снижению роста потребительских цен на них и защите интересов российских производителей.
У экспертов своё мнение
Минэкономразвития усмотрело в законопроекте определённые риски и сделало свои замечания. Тем более что документ будет рассматриваться во втором чтении уже скоро, в начале весенней сессии Госдумы. Например, в законопроекте прописано, что устанавливается совокупный размер вознаграждения, а также платы за оказанные услуги по продвижению товаров по договору возмездного оказания услуг в размере не более 3% от цены приобретенных продовольственных товаров. Но в эти 3% не включён налог на добавленную стоимость, предъявляемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продтоваров, а в отношении подакцизных товаров не учитывается сумма акциза. Проектом поправок, подготовленных Минпромторгом России, предлагается исключить указанные положения и заменить механизм вознаграждений и оказания каких-либо сопутствующих услуг или работ на возможность предоставлять скидки на товары, а также установить запрет на выплату поставщикам любых видов вознаграждений торговым сетям, а за неисполнение данного положения предусмотреть административную ответственность.Как отметил исполнительный директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов, «в стране слишком зарегулирована сфера потребрынка и надо от этого постепенно уходить». Кузенцов заявил, что любой производитель должен иметь возможность продать свой товар, а такое удовольствие сегодня доступно не всем: «Надо расширять сферу сбыта для малых форматов. То есть малое торговое сообщество не должно противопоставляться сетевому». Также эксперт отметил урон, который наносится рядом ограничений при торговле алкоголем. Из-за них, в частности, за последний год 12 тысяч малых предприятий полностью закрылись. А оборот нелегальной алкогольной продукции очень мешает развитию торговли.
О том, что законопроект должен остановить незаконную продажу алкоголя в Интернете говорил на заседании глава думского Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Он отметил, что надо изучать правоприменительную практику закона, а тема интернет-торговли вообще требует, по мнению Аксакова, отдельного обсуждения. Ведь безопасность в этом сегменте рынка оставляет сегодня желать лучшего.
В итоге участники «круглого стола» пришли к выводу, что надо признать приоритетами в современных экономических условиях повышение эффективности применения действующих норм законодательства о торговле, развитие системы саморегулирования, охватывающей всех участников рынка, в частности, торговые сети и производителей, а также предпринять все необходимые меры для создания и развития механизмов саморегулирования в рамках потребительского рынка страны.
А что касается алкогольного рынка, то участники мероприятия порекомендовали ввести 6-месячный период торговой эксплуатации ЕГАИС в отношении как оптовой, так и розничной продажи алкогольной продукции. Кроме того, решили, что при введении новых широкомасштабных информационных систем в практику торговой деятельности надо устанавливать обязательный период их опытно-промышленной эксплуатации, достаточный для выявления и решения всех технических, организационных и правовых недоработок и недостатков. Все рекомендации будут направлены в адрес профильных федеральных органов исполнительной власти РФ, профильных комитетов Совфеда и Госдумы, Общественной палаты, а также в органы власти субъектов Федерации.