Бюджет-2016: будут и пушки, и масло
Госдума увеличила социальные расходы главного финансового документа страны на 2016 год
Законопроект о федеральном бюджете уже много лет обсуждают в Госдуме по одному и тому же сценарию. В первом чтении рассматривают законопроект в целом и презентуют политические амбиции, используя возможность повлиять на избирателя.
Разумеется, заняты этим в основном оппозиционные фракции, «Единая Россия» озабочена главным образом тем, как отбиться от критики, балансируя расходно-доходные части, как правило, несовершенного, особенно в последние годы, федерального бюджета. А вот второе чтение — рутинная и внешне не выигрышная работа по конкретным статьям и направлениям. Не стало исключением и пленарное заседание Госдумы в среду, второго декабря. Обсуждение прошло довольно быстро и по делу, около 13:30 законопроект приняли во втором чтении.
В этом, очевидно, заслуга Комитета по бюджету и налогам, который успел достаточно серьёзно доработать бюджетные предложения Минфина с учётом, подчеркнём особо, и некоторых поправок и замечаний оппозиционных фракций.
Почти сенсацией стало то, что депутаты достаточно безболезненно смогли найти 315 миллиардов рублей дополнительных средств, которые предложили направить на социальные нужды. Сам по себе этот факт свидетельствует не только о тщательности думской проработки документов, но и о том, насколько профессионально и качественно в экономическом блоке Правительства осуществляют планирование и оценивают финансовые ресурсы, если при постоянных ссылках на нехватку денег не замечают сотни миллиардов невостребованных рублей.
Права кабмина ограничили
Куда потратят эти деньги? 170 миллиардов пойдёт на поддержку регионов, в основном на избавление от кредитной коммерческой задолженности; 50 миллиардов помогут создать новые рабочие места в школах; 43 миллиарда — Крыму и Севастополю, там, помимо прочего, намечено построить железную дорогу. Дополнительное финансирование в 1 миллиард рублей получат Московский и Санкт-Петербургский университеты.Усилив социальную направленность, депутаты сохранили основные приоритеты федеральных расходов: силовой блок и поддержка реального сектора экономики, в первую очередь сельского хозяйства. Расходы на эти статьи будут финансироваться из двух фондов, впервые созданных в рамках единого госбюджета. На село дополнительно выделят в будущем году 75 миллиардов рублей, чтобы не сорвать выполнение госпрограмм по наращиванию производства продовольствия. Возобновят и финансирование приостановленных было программ по силовому блоку на 165 миллиардов рублей. Вырастут до 3,3 миллиарда рублей расходы на образование, продолжится усиленное развитие инфраструктуры, в частности автомобильных дорог.
Другое важное изменение в законопроекте — Правительство лишили возможности самостоятельно распоряжаться средствами Резервного фонда в размере до 500 миллиардов рублей, не внося поправок в бюджет; ранее предполагалось, что кабмин таким образом сможет оперативно закрывать непоступившие доходы, а также замещая источники финансирования дефицита госбюджета.
Ожидать ли девальвации рубля?
Разумеется, законодатели при всём желании не смогли изменить ни размеры бюджетного дефицита в 3 процента от величины ВВП, ни чрезвычайной уязвимости доходной части, которая определяется сырьевым характером отечественной экономики и рассчитана, исходя из цены в 50 долларов за баррель отечественной марки Urals, хотя прогнозы международных аналитических агентств и общие тенденции мирового рынка нефти дают мало поводов для оптимизма: среднегодовая цена с высокой долей вероятности будет колебаться в пределах 40-45 долларов. А заменить сырьевые ресурсы в структуре государственных доходов весьма проблематично, если учесть, что, по данным Счётной палаты, динамика инвестиций в основной капитал в 2016 году останется отрицательной, снизившись на 1,6 процента. А это означает, что сфера реального производства по-прежнему не получит развития, доходы останутся уязвимыми, по-прежнему формируясь за счет экспорта сырья, торговой и финансово-посреднической деятельности.Такая ситуация крайне опасна для формирования доходной части бюджета. Об этом, открывая заседание, говорил и Андрей Макаров, председатель Комитета Госдумы по бюджету и рынкам, и многие депутаты. В частности, Сергей Катасонов (ЛДПР), поддержав необходимость выделить дополнительно 170 миллиардов рублей, чтобы спасти регионы, набравшие коммерческие кредиты, подчеркнул, что большая часть таких кредитов — валютная. Региональные власти заимствовали средства в зарубежных банках под относительно низкий процент, но резкий рост евро и доллара увеличил соответственно платежи. Сегодня регионы должны примерно один триллион рублей в валютном эквиваленте. И сумма эта увеличится, в следующем году только на обслуживание долга надо будет потратить 400 миллиардов рублей без учета весьма вероятного дальнейшего роста курса доллара. Выход депутат видит в девальвации рубля, имея, вероятно, в виду понижение курса рубля по отношению к доллару. Однако такое изменение весьма маловероятно, если учитывать стойкое нежелание Банка России не наращивать объём кредитования отечественной промышленности, не изменять ключевую ставку, увеличивая доступность рублей на внутреннем рынке.
Словом, Госдума сделала максимально сбалансированный бюджет в обстоятельствах, предлагаемых Правительством и финансовыми властями: деньги нашлись и на то, что можно будет поставить на стол, и на то, чем защититься.