Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Спасёт ли государство «Трансаэро»

Петицию за сохранение компании подписали более 100 тысяч россиян

08.10.2015 17:58

Запрет на продажу билетов на рейсы авиакомпании, который Росавиация установила с 1 октября, лишил «Трансаэро» даже теоретической возможности платить по своим счетам. Перевозчик больше не получает выручку, совокупный долг в 250 миллиардов рублей выплачивать нечем. Десятки тысяч клиентов компании ежедневно вчитываются в сводки отменённых рейсов, количество которых уже перевалило за полторы сотни.

Кто-то теряет…

По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «ВШЭ» Фёдора Борисова, Росавиация в ближайшее время окончательно запретит подниматься в небо самолётам «Трансаэро». Уже на следующей неделе, убеждён он, после проверки компании Росавицией, могут вскрыться факты, которые подтвердят неспособность перевозчика-банкрота выполнять свою операционную деятельность.

- В рыночной экономике всегда есть проигравшие, именно это заставляет другие компании держать себя в тонусе, - пояснил он. - Это естественный процесс, и государство не должно вмешиваться в дела частных компаний.

Однако это же самое государство в конце декабря прошлого года выделило Агентству по страхованию вкладов облигации федерального займа на триллион рублей для докапитализации как государственных, так и частных банков, оказавшихся на пороге банкротства. Почему было не спасти второго по величине отечественного перевозчика, услугами которого пользовались миллионы россиян?

За это, кстати, выступала и Федеральная антимонопольная служба, которая поддержала предложение Внешэкономбанка создать на базе авиационного парка «Трансаэро» новую авиакомпанию. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, любое сохранение компании на рынке это хорошо для конкуренции.

Был ещё вариант в сентябре со слиянием «Трансаэро» с «Аэрофлотом». Госкомпания должна была выкупить у конкурента 75 процентов акций плюс ещё одну за символический один рубль. Однако сделка не состоялась, а значит, остаётся только процедура банкротства.

- Оферта была отменена «Аэрофлотом» по техническим, административным и финансовым причинам, - рассказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак. - Здесь пересеклись интересы двух хозяйствующих субъектов. «Трансаэро» хотел продать себя подороже, а «Аэрофлот», естественно, купить подешевле.

…а кто-то находит

На имя президента страны Владимира Путина была направлена электронная петиция с просьбой не допустить остановки работы компании. Авторы документа, под которым уже подписались более 100 тысяч человек, утверждают, что на самом деле у ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» никакой цели спасать авиакомпанию не было.

«…Никто всерьёз не обсуждал с кредиторами компании возможные варианты решения проблемы, не было предложено никакого плана действий. Более того, прямо игнорировалось мнение значительного числа банков-кредиторов, которые были согласны на частичное списание задолженности и реструктуризацию оставшейся её части, были готовы активно участвовать в процессе поиска взаимоприемлемого решения, предлагали пути выхода из кризисной ситуации.

В результате введённого «управления» выручка компании упала более чем в шесть раз, происходит массовая отмена рейсов, целенаправленно наносится ущерб репутации компании. Вместо реальной помощи был предложен единственный вариант - банкротство авиакомпании», - говорится в документе.

После такого шага современный парк перевозчика пустят с молотка. Его может выкупить тот же «Аэрофлот», при этом никаких тебе дополнительных долгов.

«Учитывая предшествующий опыт «Аэрофлота» по банкротству ряда дочерних авиакомпаний - «Аэрофлот карго», «Владавиа», «Кавминводыавиа», …вполне очевидно, какая структура является основным выгодоприобретателем, при этом, к огромному сожалению, пострадавших будет очень много», - написала в «Фейсбуке» экс-глава совета директоров «Трансаэро» Ольга Плешакова.

Русская рулетка для пассажира

О судьбах граждан, купивших билеты на рейсы «Трансаэро» после 1 октября, казалось бы, государство не забыло. Практически сразу министр транспорта РФ Максим Соколов заверил россиян, что обязательства по перевозке пассажиров «Трансаэро» возьмут на себя авиакомпании «Аэрофлот», «ЮТэйр» и S7. Правда, возить будут только до 15 декабря.

Чтобы вернуть деньги за билет, нужно обратиться с соответствующим заявлением непосредственно в место приобретения билета.

По словам эксперта проекта «Общественная Дума» Сергея Литвиненко, моральный ущерб теоретически можно попытаться взыскать в суде, но крайне маловероятно, что пассажиру удастся доказать вину перевозчика в произошедшей ситуации и что отмена рейсов была умышленной. Ведь «Трансаэро» не собирался складывать крылья.

Геннадий Мельник

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2180