Даниил Дондурей: Культура сильнее экономики
В Госдуме продолжается цикл лекций, приуроченных в Году культуры. Сегодня о культуре в России рассуждал член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.
Он отметил, что в последние столетия постоянно шёл процесс расширения представлений о культуре, и традиционные взгляды на культуру менялись. Она становилась объяснением каких-то социальных, политических событий. В конце 70-х годов 20 века в США вышло несколько книг, посвящённых определению понятия культуры. «Расширение понятий о культуре постоянно сопровождалось новыми жизненными и художественными практиками, — сказал Дондурей. — Среди тенденций, повлиявших на культуру — появление в 20-60-х годах массового общества». Тогда большинство людей переехали в города, стали работать 8 часов в день. появился доступ к образованию, возможность тратить деньги на досуг — рестораны, театры, туризм. Прорывом стало появление телевидения. Массовая культура не была похожа на дворянскую, а затем появился авангардизм, постмодернизм, абстракционизм. Эта культура, по словам Дондурея, сегодня очень многое диктует в изобразительном искусстве, артхаусе в кино. «Это противостояние американскому кинематографу, который контролирует два из трёх продающихся билетов в мире, — отметил Даниил Дондурей. — Мировые выставки проходят в ориентации на авангард, а не на массовую культуру, и не на классическую. Есть потребительская культура — американская, а есть авторская, фестивальная». Авторская культура противостоит коммерческой, и настоящая эстетика не может быть ориентирована на финансовую оценку. В массовой культуре, напротив, хорошим считается тот фильм, который, независимо от глубины художественного замысла, собрал большую прибыль.
Культура сегодня — это люди, которые имеют определённые модели поведения и ценностные ориентиры. Но в России, отметил Даниил Дондурей, действуют сильные ограничения в понимании культуры. Из всех типов культуры у нас используется только один — художественная культура. Это досуг, туризм, произведения классического или народного творчества. Всё это оторвано от политики, экономики, безопасности, социальных отношений, бытового поведения, и не может объяснять процессы, происходящие сегодня в обществе. Российское общество не обсуждает, что такое модели будущего, патриотизм, духовные скрепы, абсолютное большинство граждан. «Художественная культура выделяется за пределы, а объяснение происходящего переходит в другие области, — сказал Даниил Дондурей. — Но культура — это воспитание, образование, развитие, связанное с совершенствованием общества, сил и способностей человека. Ограниченное восприятие культуры препятствует пониманию того, на каких основаниях общество стагнирует или развивается».
По словам Даниила Дондурея, ни один из ведущих экономистов не говорил, насколько важен для экономики культурный потенциал людей. «У людей есть страхи, запреты, драйв, вдохновение — они хотят быть бизнесменами, или не хотят. В три раза за последние годы у молодёжи выросло желание стать чиновниками, и в три раза снизилось число желающих заняться бизнесом, — рассуждал Дондурей. — Почему так происходит? Культура — это важнейший определяющий фактор развития экономики». Но почему-то о культуре не говорится ни в антикризисных мерах, ни в экономических стратегиях. Необходимо повышать культурный уровень россиян, отметил Дондурей, так как уровень культуры программирует поведение человека, а значит, от степени развития культуры зависит развитие общества в целом.