Антон Силуанов: Регионам необходимо давать больше прав в управлении своими расходами
Бюджетный федерализм может существовать только с чётко сформированной доходной базой. А межбюджетные отношения должны быть предсказуемы и формироваться по чётким правилам. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов на научно — практической Конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы».
Участники обсудили полномочия исполнительных органов власти и их финансового обеспечения, повышения эффективности межбюджетных отношений, сбалансированности и финансовой устойчивости региональных бюджетов.
Силуанов отметил, что уровень бюджетной обеспеченности регионов сегодня различается в среднем в 17,5 раз. «Нам бы хотелось, чтобы налоги были переданы на уровень субъектов, но существующая степень дифференциации приведёт к тому, что богатые регионы только обогатятся, а бедные не получат адекватной налоговой базы. Надо подходить аккуратно в процессе передачи федеральных доходов на уровень субъектов. Что касается базы налога на прибыль, то она неравномерна. 54% налога на прибыль сконцентрированы в Москве и Санкт — Петербурге. А вообще в 36 субъектах объем налоговых отчислений в федеральный бюджет превысил объём трансфертов из федерального же бюджета».
Глава Минфина напомнил, что в 2013 году регионы получили из федерального бюджета 515 миллиардов рублей в виде 92 субсидий, в то время как в 2005 году таких субсидий было лишь 17, а их сумма составляла 44 миллиарда рублей.
По словам министра, в 2013 году дефицит региональных бюджетов в России достиг рекордного уровня в 642 миллиарда рублей, в то время как в предыдущие годы этот показатель составлял 50-100 миллиардов рублей. «Если мы посмотрим на ближайшую перспективу, то особых изменений не предполагается. Мы не видим возможности сейчас прогнозировать увеличение прибыли предприятий и налога на прибыль. Мы видим, что динамика роста фондов оплаты труда тоже сокращается, поэтому НДФЛ также не будет расти такими темпами, как было раньше. Тем не менее, расходные обязательства существуют, и их нужно выполнять», — сказал Силуанов.
По его словам, необходимо давать больше прав регионам в управлении своими расходами. Пока из федерального центра регулируется целый ряд региональных полномочий, в том числе вопросы нуждаемости и адресности: «Регионам нужно давать возможность самим определять, например, нормы льгот для работников образовательных учреждений на селе, отмены их или переформатирования в денежную форму. В рамках каждой госпрограммы можно выделять одну, максимум две субсидии, а объём софинансирования со стороны регионов ограничить, например, предельной планкой 50%».
Валентина Матвиенко поддержала главу Минфина и подчеркнула, что между Советом Федерации и ведомством нет разночтений по идеологии бюджетного федерализма: «Главное — действовать решительно и провести ревизию всего законодательства с точки зрения повышения эффективности бюджетного процесса. Надо, чтобы регионы могли управлять своей жизнью, а не пользоваться только тем, что им Москва подкинет с барского плеча».
Спикер уверена, что необходимо усилить финансовую подпитку региональных органов власти, иначе авторитет федеральных органов власти будет только снижаться. По мнению Матвиенко, надо озаботиться не просто проживанием доходов, а развитием инвестиций: «Нужно 25% от доходов всех уровней шли именно на инвестиции».