В Крыму построят семь марин: от Керчи до Евпатории
Для развития яхтенного туризма нужны инфраструктура и законодательная база
России нужен закон о яхтинге, считают участники проходящего в Крыму парусного фестиваля «Крыбица-21», на который собрались участники из Москвы, Петербурга, Казани, Краснодара, Новороссийска и других городов и регионов. Их поддержал председатель Комитета Госсовета Крыма по туризму, курортам и спорту Алексей Черняк, который уже начал работу над соответствующим законопроектом.
Чтобы и волки сыты, и овцы целы
Как полагает парламентарий, для системного развития отрасли необходимо создать законодательную базу, простые, понятные и одинаковые для всех правила игры. Среди конкретных проблем, на которые указывают яхтсмены, — устаревшая, по их мнению, норма о необходимости информировать пограничников о выходе в море за два часа, запрет удаляться от берега дальше чем на две мили, очень сложный, забюрократизированный механизм оформления разрешения на стоянку яхты в порту. По словам организатора фестиваля, руководителя яхт-клуба «32 румба» Дмитрия Калиты, за рубежом эти правила гораздо мягче и как результат — многие яхтсмены предпочитают российскому Крыму Турцию, Грецию, Италию, Хорватию и другие страны.
«Нужно найти такое решение, которое позволит, с одной стороны, обеспечить государственную безопасность, а с другой — создать комфортные условия для яхтсменов», — полагает Черняк. Среди предложений: просто уведомлять пограничников о выходе в море — без нормы о двух часах, а также расширить двухмильную зону до пятимильной.
Лодки идут за рубеж
Ещё более серьёзные препятствия для развития яхтенного туризма создаёт отсутствие соответствующей инфраструктуры. По оценке одного из руководителей рабочей группы по развитию яхтенного туризма при Российском союзе туриндустрии Ирины Панковой, сейчас по яхтенной инфраструктуре на Чёрном море Россия заметно уступает другим странам региона — Турции, Болгарии, Румынии. У нас очень мало мест для стоянки, постоянной парковки, обслуживания и ремонта яхт, из-за чего большинство российских владельцев вынуждены держать свои суда за рубежом, платя там за это достаточно внушительные деньги, которые при иных обстоятельствах могли бы пополнять бюджеты наших приморских городов. А ведь на стоянку и обслуживание своих яхт за границей россияне ежегодно тратят более двухсот миллионов евро!
По информации, изложенной в Концепции развития портовой инфраструктуры Крымского полуострова до 2030 года, по числу покупателей яхт Россия занимает второе место в мире после США, но из-за отсутствия инфраструктуры для обслуживания, ремонта и хранения владельцы вынуждены держать свои лодки за рубежом — в Польше, Германии, Голландии, Турции, Хорватии, Китае и даже на Тайване.
В общей сложности в России сейчас более трёх миллионов маломерных судов, и их количество ежегодно растёт. «Большое число российских владельцев катеров и яхт базируется в турецких маринах на побережье Чёрного и Средиземного морей и готовы перейти на Черноморское побережье Российской Федерации при наличии соответствующего сервиса», — уверен Черняк.
Флагманский проект в Балаклаве
Эту проблему отчасти должна решить Федеральная целевая программа развития Крыма и Севастополя, в которой на обустройство причалов для приёма яхт на полуострове выделят около пяти миллиардов рублей. А вот собственно марины будут строить уже частные инвесторы. Планируется, что в ближайшие годы в Крыму с помощью государственно-частного партнёрства построят семь современных марин, а также около двадцати портопунктов-укрытий.
Флагманским проектом развития яхтенной инфраструктуры в Крыму станет строительство марины мирового класса в Балаклаве на территории в 11 гектаров. Там смогут причаливать 600 судов. Создать такой объект поручил президент Владимир Путин. Инвестиции в создание туристической инфраструктуры при строительстве марины в Балаклаве составят около 14 миллиардов рублей. Проект включает в себя туристско-рекреационный кластер на базе инвестиционных площадок в районе Балаклавской бухты, в том числе рекреационный комплекс, гостиницы, многофункциональный общественный спортивно-развлекательный и торгово-офисный центр, сеть канатных дорог, рестораны, яхт-клуб, судоремонтный комплекс для ремонта и хранения судов.
Где построят яхтенные марины:
- Керчь
- Феодосия
- Коктебель
- Судак
- Ялта
- Балаклава
- Евпатория
«Необходимо обеспечить яхтам безопасное прохождение вдоль всего побережья Крыма — от Керчи до Тарханкута», — заявил Дмитрий Калита. По его словам, на полуострове, как и в России в целом, много проблем, но одновременно и огромный потенциал для развития яхтинга, который сегодня считается одним из самых перспективных видов туризма в мире и приносит устойчивую прибыль. В Крыму благоприятный климат, обеспечивающий яхтенный сезон не менее семи месяцев в году; достаточная для длительных яхтенных маршрутов протяжённость побережья, много хорошо защищённых природных бухт, огромное количество исторических, культурных и природных достопримечательностей.
Спрос превышает предложение
По оценкам экспертов, до пандемии ежегодный оборот в сфере яхтенного туризма в мире достигал пятидесяти миллиардов долларов. Средняя доходность яхтенных марин в Скандинавских странах с коротким навигационным периодом составляет 10 процентов в год, в средних широтах — 14-16 процентов, а если марина инфраструктурно связана с отелями, то и до 18 процентов в год.
Минувший сезон показал, что спрос на яхтинг в Крыму значительно превышает предложение: после закрытия границ из-за пандемии коронавируса у россиян остались для отдыха лишь два тёплых приморских региона — Крым и Краснодарский край.
Отличительной чертой сезона 2020 года стало огромное количество обеспеченных туристов. В августе и сентябре на полуострове было почти невозможно найти свободные номера в четырёх- и пятизвёздочных отелях, были зафрахтованы все яхты и проданы все вертолётные экскурсии.
В этом году тенденция продолжается. Уже сейчас, в самом начале лета, найти свободные места для стоянки или зафрахтовать яхту почти невозможно, сказали участники фестиваля «Крыбица-21».