В госохране музеев-заповедников устранят правовые нестыковки
Расхождения в правовом статусе историко-культурных музеев-заповедников, которым сейчас приходится работать в рамках противоречащих друг другу законов, будут устранены. Направленный на повышение эффективности их охраны законопроект Комитет Госдумы по культуре рекомендовал палате принять в первом чтении.
«Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учёта в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия», — пояснили авторы законопроекта.
В 1995 году президентским указом утверждён Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, который опирался ещё на правовые нормы советского законодательства. В нём есть раздел «Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы» с 165 музеями-заповедниками и их филиалами. А в 2002-м вступил в силу федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» с понятием историко-культурного заповедника как особой формой достопримечательности. Причём для управления ей не обязательно создавать какое-либо учреждение или организацию.
Вышло так, что историко-культурные музеи-заповедники из перечня 1995 года отличаются по правовой природе от историко-культурных заповедников, предусмотренных законом 2002 года, так как совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры, говорит зампред Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов.
Предлагается дополнить закон о памятниках культуры новой статьёй «Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». В ней будет установлено, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия — ансамбли или достопримечательные места.
«Прежде всего эта коллизия относится к регистрации музеев-заповедников, мы удаляем нестыковки между тремя законами, которая касается охраны памятников культуры и их музейной деятельности. Сейчас они затрагивают огромное количество работ, начиная от составления бюджета и заканчивая реставрации и содержания», — отметил Шлолохов.
Если в зданиях на территории историко-культурного заповедника есть исторические и художественные ценности, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется ещё и законом о музейном фонде.
В Правительстве поддержали инициативу депутатов Госдумы, но с оговорками. Так, необходимо дать определение используемому в наименовании предлагаемой статьи понятию «музейные комплексы», содержание которого в законопроекте не раскрывается. Также требуется указать орган власти, уполномоченный на внесение в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ сведений об ансамблях или достопримечательных местах, расположенных в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов.