Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Тагильский поднос — прадедушка жостовского

Лаковой росписью металлических подносов в Нижнем Тагиле начали заниматься не позднее 1746 года

Тема: Год культурного наследия народов России

23.09.2022 13:05

Автор: Юлия Сапрыгина

Тагильский поднос — прадедушка жостовского
  © Анатолий Семехин /Фотохроника ТАСС

Датой рождения знаменитого на весь мир жостовского подноса считается 1825 год. Однако почти за 80 лет до этого кованые подносы начали расписывать в Нижнем Тагиле.

Лаковой росписью металлических подносов в Нижнем Тагиле начали заниматься не позднее 1746 года — к этому времени относится самая ранняя архивная информация, этот год и считается датой основания художественного промысла. В прошлом году ему исполнилось 275 лет.

А начиналось все с реформ Петра I, которые привели к развитию горнозаводского дела на Урале. Качество тагильского железа высоко ценилось, но и конкуренция была большая. Поэтому местным мастерам приходилось искать новые области применения своей продукции.

И тогда, еще в XVIII веке, знаменитый заводчик Прокофий Демидов организовал при своих горных заводах первую школу росписи, сообщается на сайте промыслы.рф. Так и появилась будущая тагильская роспись, которая изначально называлась горнозаводской.

© РИА Новости

Так как на заводах работали в основном мужчины, первое время именно они и занимались росписью. В подмастерья тоже принимали только мальчиков. Но со временем из-за нехватки мастеров на работу стали брать и женщин.

Для тагильской росписи делали специальные краски: измельченные в пудру минералы замешивали со смолой на льняном, ореховом или маковом масле. Был свой рецепт и для лакировки: из смолы, льняного или конопляного масла, а также терпентины местных хвойных пород, растворенных в скипидаре.

Технологию тагильской росписи значительно усовершенствовали художники-самоучки Вавила и Федор Худояровы. После этого роспись стала распространяться и за пределы Нижнего Тагила, в том числе в Жостово Московской губернии.

Тогда на подносах писали копии с гравюр, сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины. А чтобы придать подносам больше яркости, главную композицию украшали фоном с изящным цветочным или фруктово-ягодным орнаментом. Именно цветы, листья и ягоды — основная тема росписи тагильских подносов и сегодня.