Сколько метров металлической нити можно вытянуть из грамма золота
Филигрань, или скань, — плетение изделий из тонкой металлической проволоки. Искусные мастера могут вытянуть из одного грамма золота до 2,5 километра металлической нити
Тема: Год культурного наследия народов России
Филигрань, или скань (от старославянского «скручено, свито вместе»), — плетение изделий из тонкой металлической проволоки. Искусные мастера могут вытянуть из одного грамма золота до 2,5 километра металлической нити.
Считается, что замысловатые металлические кружева придумали в Египте. А уже в VI-IV веках до нашей эры филигрань стала основой ювелирного мастерства в Средиземноморье.
На Руси промысел прижился в IX веке. Местные мастера усовершенствовали технику. В отличие от других умельцев, они вплетали в металлические узоры дерево, драгоценные камни и эмаль. Один из ярких примеров такого ювелирного мастерства — шапка Мономаха.
Искусство филиграни, или, как ее стали называть по-старославянски, скани, быстро распространилось по городам и областям. Височные кольца, которые вплетали в волосы, и серьги-обереги лунницы плели в Черниговских, Переяславских, Владимиро-Суздальских и Московских землях. Самые известные мастера — основоположники самобытного русского стиля в XIV-XV веках мастер Государева двора Иван Фомин и инок Троице-Сергиевой лавры Амвросий.
Долгие годы филигрань была дорогим удовольствием, поэтому до революции ювелиры в основном работали по заказу Церкви, для которой делали оклады для икон. Другим заказчиком была знать, любившая ажурные пуговицы, стоимость которых порой превышала цену самой одежды.
Читайте также:
• Частушки и обряды защитят законом • В России появится День народных художественных промыслов
В XX веке центр филигранного производства сместился в село Казаково Нижегородской области, где в 1927 году открыли металлический промысел. К середине 1950-х годов сложилась отличительная черта казаковской филиграни — целиком ажурные изделия, а не просто с отдельными кружевными украшениями.
Узор филиграни набирают из медной проволоки по рисунку на бумаге. Затем будущее изделие посыпают серебряным припоем. После чего его паяют, соединяя ажурные завитки между собой, а бумага сгорает.
Так получаются декоративные панно и тарелочки, вазы и конфетницы, подстаканники и ложечки, музыкальные шкатулки, женские украшения — все изделия уникальны, ведь их делают вручную.
В последние годы казаковским мастерам вновь заказывают и предметы церковного быта — настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты. Кроме того, на предприятии изготавливают филигранные изделия с геральдикой и символикой государственных органов и частных компаний.
Использованы материалы сайта культура.рф.