Оценивать качество кино будут военные и многодетные мамы
В Госдуму внесли законопроект о социально значимых фильмах
Понятие «социально значимый фильм» хотят закрепить в законе и установить обязанность государства создавать условия для проката и показа таких картин. Соответствующий законопроект разработали в Комитете Госдумы по культуре и внесли в парламент, копия документа есть в распоряжении «Парламентской газеты». Авторы инициативы хотят вменить в обязанность даже частным кинотеатрам демонстрировать социально значимые фильмы несколько раз в день, а СМИ — продвигать их на принципах социальной рекламы.
Ценности и достоинства
Закон о господдержке кинематографии уже содержит признаки национального фильма. Таковым считается кино, большинство создателей которого — граждане России, картину снимают на русском или другом языке народов России, а иностранные инвестиции в производство не превышают половины сметы. Парламентарии предложили дополнить закон статьей о социально значимом фильме. Это «национальный фильм, созданный в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, анимационной форме и соответствующий традиционным российским духовно-нравственным ценностям, отражающий наиболее важные достижения в области обеспечения национальной безопасности, сохранения исторической памяти, формирующий идеалы патриотизма и служения Отечеству и при этом обладающий высокими художественными достоинствами», следует из текста законопроекта.
Минкультуры будет принимать решение о государственном финансировании в размере 100 процентов сметной стоимости проката социально значимых фильмов. Это, как считают разработчики законопроекта, позволит широкому российскому зрителю увидеть наиболее достойные киноленты патриотической направленности.
Кино о главном требует денег
Представляя законопроект членам Комитета Госдумы по культуре на заседании 6 мая, его председатель Елена Ямпольская отметила, что сейчас складывается ситуация, при которой национальные фильмы, несущие мощный нравственный и гражданско-патриотический посыл, вызывающие чувство единения и гордости за нашу страну и созданные на высоком профессиональном уровне, с трудом доходят до широкого зрителя. Это, по мнению депутата, связано с отсутствием системного подхода в этом вопросе. В пример она привела вышедшую в прокат в марте 2024 года картину «Позывной «Пассажир», рассказывающую о событиях последних лет в Донбассе. Фильм показал неплохие кассовые сборы, но только потому, что к его продвижению приложили руку буквально все: и Минкульт, и депутаты, и государственные ведомства. «Работать в ручном режиме постоянно невозможно», — заключила Ямпольская.
Социально значимых фильмов не будет много — возможно, два-три в год, предположила глава думского комитета. Но принятие закона, по ее словам, станет первым шагом к поддержке «кино о главном». В этом вопросе парламентарии уже нашли общий язык с прокатчиками. Частные киносети не должны оставаться в стороне от этой работы, уверена Елена Ямпольская.
Законопроект поддержат в Минкульте, сказал «Парламентской газете» директор департамента кинематографии Дмитрий Давиденко. Продвижение фильма — дорогое удовольствие, отметил он: «Чтобы фильм заметили, на него нужно потратить такую сумму, на которую можно снять несколько авторских фильмов-дебютов». В ведомстве проработают вопрос финансирования социально значимых фильмов, заверил Давиденко.
Силовиков и священников зовут в киноэксперты
Перед внесением в Госдуму в законопроект добавят еще одну норму — о порядке отнесения фильмов к категории социально значимых. Решение об этом будет принимать специально созданный экспертный совет. Правда, пока у самих парламентариев нет общего мнения, кто должен входить в его состав. Первый зампред комитета народный артист России Дмитрий Певцов уверен: помимо профессионалов и патриотов в экспертные советы должны входить «нормальные зрители».
«Это те, кто не допустят мракобесия, пошлости, мерзости и ксенофобии, — объяснил он «Парламентской газете». — Это и многодетные матери, и детские психологи, педагоги, силовики, которые знают, что такое Родину защищать. И это, конечно, представители наших традиционных конфессий».
Другой первый зампред думского Комитета по культуре заслуженная артистка России Елена Драпеко придерживается противоположного мнения: «Всякое новое в искусстве воспринимается с трудом, а сохранение традиций не должно мешать развитию. Определить тенденции могут только крупные специалисты, это не позволит закрыть и свести на нет экспериментальную часть кинематографа, которая очень важна».
Отстоять свою позицию у парламентариев еще будет время, зато в одном они сошлись: картинам, которые отнесут к числу социально значимых, нужно максимально дать зеленый свет. В кинотеатрах для них следует предусмотреть как минимум несколько показов в день и запретить нарушать эту квоту даже частным кинозалам, считает Дмитрий Певцов. А Елена Драпеко призвала продвигать правильное кино на принципах социальной рекламы, то есть не по бешеным коммерческим ценам, а может быть, даже и бесплатно, в рамках социальных обязательств СМИ.
«Шедевров не может быть много, — пояснил Певцов. — Но если брать советский период, фильмов, которые несли любовь, веру, надежду и патриотизм, было достаточно. И если серьезно поставить задачу, я думаю, таких фильмов будет и сейчас не один-два, а десять — пятнадцать в год на фоне двухсот других».
Ещё материалы: Елена Ямпольская, Дмитрий Певцов , Елена Драпеко