Все о пенсиях в России

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

Как гастрольные постановки стали собирать полные залы

Зрители во всех регионах могут познакомиться со спектаклями ведущих театров страны

22.10.2019 14:40

Автор: Мария Михайловская

Как гастрольные постановки стали собирать полные залы
Наталья Пилюс, Григорий Лифанов и Елена Булукова. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

Вот уже шестой год реализуется программа «Большие гастроли», позволяющая всем жителям страны увидеть постановки лучших театров России. Причём речь идёт не только о столичных спектаклях, но и о пьесах из театров Астрахани, Екатеринбурга, Крыма. В 2018 году программа охватила все 85 субъектов, а гастрольные постановки стали собирать полные залы.

Как сегодня формируется единое культурное пространство России? Почему искусство привлекает зрителей в самых отдалённых уголках страны? На эти и другие вопросы в пресс-центре «Парламентской газеты» ответили директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова и главный режиссёр Севастопольского академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского Григорий Лифанов. Они стали очередными гостями авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете».

- Гастроли всегда были исключительной частью работы культурных учреждений, что, безусловно, даёт театрам огромные возможности. Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, о вашем центре и его участии в Годе театра?

Культура просит больше денег
Е.Б.: Наш​ центр был создан в 2014 году по поручению президента Владимира Путина в результате многочисленных обращений театральных​ деятелей, и за шесть лет его деятельность значительно расширилась. Число театров, принимающих участие в гастролях, выросло в 15 раз.

Начинали мы с того, что свои постановки в отдалённые города России вывозили ведущие столичные театры, тогда их было 20. Сегодня же мы можем говорить о децентрализации гастрольной деятельности, потому что теперь гастролируют не только московские и питерские театры, но и культурные учреждения из субъектов, которые ездят в гости друг к другу. Сейчас таких гастролирующих театров 265. Причём очень важно, что спектакли в отдалённых населённых пунктах играются так же, как они проходят и на ведущей сцене.

- Как происходит отбор для участия в программе?

Е.Б.: Заявки подаются на сайте. Причём мы собираем их от театров различной направленности, в том числе от театров кукол и детских. Мы выясняем, в каких регионах есть запрос на те или иные представления, обеспечиваем финансирование авиабилетов​ труппы, помогаем доставить декорации.

- Вы как-то оцениваете, какое впечатление​ произвёл тот или иной театр в регионе?

Е.Б.: Для нас главный показатель — заполняемость залов. Если все спектакли проходят при аншлагах, это и есть успех. На гастрольных постановках полные залы бывают практически​ всегда. Из недавних примеров — в Астрахани с аншлагом прошли постановки екатеринбургского театра.

Елена Булукова. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

- Григорий Алексеевич, а в каких гастролях участвовал ваш театр?

Г.Л.: Прежде всего хочу сказать, что выезд театра в другой город — это всегда своего рода экзамен, проверка того, насколько слаженно работает труппа, различные цеха. Наши первые гастроли прошли два года назад в Санкт-Петербурге, мы тогда сделали для себя определённые выводы, даже изменили процесс работы.

Это важный момент, который позволяет любому театру оценить работу команды. Когда думаешь о гастролях, всегда размышляешь, чем удивить, как показать своё уникальное лицо. Мы в основном вывозим классический репертуар, при этом рассказ ведётся современным языком, но без авторских трактовок. Причём довольно часто граждане, посмотревшие наши постановки у себя в городах, приезжают на отдых в Севастополь и вновь возвращаются на наши спектакли. Мы были в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске, два раза в Санкт-Петербурге​ — везде нас встречали полные залы.

- Вы несколько раз встречались с Президентом России. О чём шла речь на этих встречах?

Г.Л.: Мы говорили о техническом переоснащении и модернизации нашего театра, построенного в 50-х годах. Работа в этом направлении уже началась. Думаю, что в 2021 году мы выйдем на конкретные результаты. Также поднимали вопросы, касающиеся проблемы званий, а актёрам региональных театров​ их дают неохотно. В прошлом году в нашем театре впервые за последние 20 лет было присвоено звание заслуженного артиста РФ, в этом году ожидаем ещё одно подобное событие.

Выезд театра в другой город — это всегда своего рода экзамен, проверка того, насколько слаженно работает труппа, различные цеха.

- Этому вопросу уделяет серьёзное внимание Комитет Государственной Думы по культуре, который дал рекомендации Министерству культуры РФ, и очень хорошо, что в Год театра проблема начала решаться. Елена Николаевна, занимается ли ваш центр организацией​ гастролей за границей?

Е.Б.: В 2015 году Министерство культуры приняло решение о поддержке зарубежных русских театров. С этого момента мы активно​ работаем с культурными учреждениями стран СНГ, поддерживаем русские театры Узбекистана, Казахстана, Прибалтики, Белоруссии, Украины. Ежегодно их труппы приезжают в Россию — на Урал, в Сибирь — для них это возможность познакомиться с российским зрителем. Мы поддерживаем и выезды наших театров в эти же республики. Такой обмен происходит ежегодно.

- Два года назад «Единая Россия» начала реализовывать партийный проект «Театры — детям», и в работе центра появилось новое направление — по поддержке детских и театров кукол. Как проходит эта деятельность?

Е.Б.: Уже в 2017 году на первые гастроли выехало сто детских театров. Для них это огромная радость, ведь коммерчески оправдать гастроли детским театрам самостоятельно очень трудно. Мы поддерживаем партийный проект «Театры — детям», в этом году из 146 таких театров на гастроли поедут 106.

Григорий Лифанов. Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

- Одна из проблем, с которыми сталкиваются творческие люди, — требование к режиссёрам иметь профессиональное образование. Мы знаем, что ещё какое-то время назад его имели не все. Последние три года ситуацию удавалось решать благодаря президентским грантам. Теперь же, насколько я знаю, обсуждается вопрос о возможном получении бесплатного второго высшего образования для людей творческих специальностей…

Г.Л.: Это очень важный момент, потому что профессия режиссёра — это профессия в первую очередь опытного человека. Я лично пришёл получать её в 29 лет. Полагаю, что этот момент необходимо прорабатывать законодательно — специальность кинорежиссёра или, к примеру, оператора чаще всего могут получать только опытные люди.

- С какими ещё проблемами, которые можно было бы решить на законодательном уровне, вы сталкиваетесь?

Г.Л.: Действительно, есть один вопрос, крайне актуальный для регионов, — доступность театров для жителей отдалённых территорий. С этой проблемой сталкиваются жители многих посёлков, которых отделяют от крупных городов десятки километров. Мы знаем, что требования к перевозкам детей сегодня очень серьёзные и школы в силу недостаточной материальной базы не могут им соответствовать. Возможно, в этой ситуации стоит выделить школе дополнительные средства на эти цели. Это поможет вовлечению в театральное искусство жителей отдалённых посёлков.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4140