Исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Володина
Замечательному драматургу Александру Володину 10 февраля 2019 года могло исполниться 100 лет. Он родился в 1919 году в Минске, но с пяти лет жил в Москве у дяди. После школы, несмотря на большое увлечение театром, поступил в авиационный институт, который бросил через полгода. Окончил учительские курсы и преподавал в деревне Вешки Московской области русский язык и литературу.
Перед самой войной Володин поступил на театроведческий факультет ГИТИС, но был призван в армию. В годы войны был связистом гаубичного артиллерийского полка и сапёром, был дважды ранен, награждён орденом и медалями.
В ГИТИС после демобилизации он не вернулся — поступил на сценарный факультет ВГИК. И после его окончания остался без работы — развернулась «борьба с космополитизмом», и человека с настоящей фамилией Лифшиц никуда не хотели брать. Работа нашлась в Ленинграде — редактора и сценариста на киностудии «Леннаучфильм», затем Александр Моисеевич был старшим редактором и членом худсовета «Ленфильма».
Его первая пьеса «Фабричная девчонка» была написана в 1955 году. Её поставили в Ставропольском театре и в Центральном театре Советской армии. Её тема — противостояние человека коллективу, который ломает его. Вторую пьесу, «Пять вечеров», поставил Большой драматический театр. Спектакль стал большим событием в театральной жизни и города, и страны, а фильм по пьесе - одним из лучших в творчестве Никиты Михалкова. Затем были пьесы «Моя старшая сестра», «Назначение».
С 1962 года Володин увлёкся кинематографом, написав сценарий короткометражного фильма «Прошлым летом». Фильм Александра Митты «Звонят, откройте дверь» по володинскому сценарию получил приз «Золотой лев Святого Марка» на международной фестивале детских фильмов в Венеции. Сергей Герасимов снял по сценарию драматурга фильм «Дочки-матери», а Георгий Данелия — великолепный «Осенний марафон».
Продолжались и театральные постановки. В «Современнике» вышла пьеса «С любимыми не расставайтесь», впоследствии экранизированная Светланой Дружининой, а в МХТ — «Дульсинея Тобосская» (этой был режиссёрский дебют в театре Олега Ефремова, который сыграл рыцаря Печального Образа»).
Володина всегда интересовали судьбы простых людей, их неустроенность, их стремление к чему-то высокому. Эти же темы звучат в его стихах и прозе, в основном мемуарного характера.
Столетию замечательного творца в Санкт-Петербурге посвятили фестиваль «Пять вечеров», во время которого театры города и приезжие труппы показывают спектакли по володинским пьесам. Увы, как сказала арт-директор фестиваля Марина Дмитревская, нынешний смотр будет последним: «Мы пятнадцать лет существуем без определённого ежегодного бюджета, без единой штатной единицы и без собственного помещения… Проводим фестиваль в долг. Формировать афишу крайне трудно».
Первый заместитель председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Воронко сказал, что есть предложение назвать именем Александра Володина сквер на пересечении Морской набережной и набережной реки Смоленки: «Это пока обсуждается, но то, что в этом году имя Володина будет присвоено одному из объектов городской среды, однозначно».