Фильмы новых Михалковых и Тарковских покажут в 300 городах
С 11 по 15 ноября в Москве пройдёт 39 Международный студенческий фестиваль ВГИК
В 2019 году фестиваль приурочен к 100-летнему юбилею главного киновуза России. О том, как молодых режиссёров поддерживает государство и каковы критерии качественных кинофильмов, «Парламентской газете» рассказал продюсер, режиссёр и генеральный продюсер фестиваля ВГИК Фёдор Попов.
- Фёдор Максимович, фестиваль ВГИК проводится с 1961 года, срок немалый. Как он изменился за эти годы?
- В 1970 годах, когда я учился во ВГИКе, это был сугубо внутренний фестиваль, в нём участвовали только вгиковцы. В дальнейшем фестиваль перерос в международный, количество конкурсантов заметно увеличилось. В последние годы фестиваль динамично развивается, продолжает разрастаться и расширять свои границы. В этом году, например, мы приняли 311 заявок из 37 стран и 72 киношкол мира. Для сравнения, в прошлом году к нам поступило 230 заявок.
Наш фестиваль некоммерческий и открытый. Это значит, что на все мероприятия, включая просмотры отборочного этапа, может прийти любой желающий, а не только студент ВГИКа, проголосовать за понравившуюся картину, принять участие в обсуждении. То есть у нас решает, пройдёт фильм на следующий тур или нет, не только лишь профессиональная отборочная комиссия.
Ещё один важный момент — в этом году показы работ студентов ВГИКа проходят на 430 площадках в 313 городах России. Несколько лет назад мы начинали с 5 городов. К столетию института мы ставили задачу дойти до 100 городов, но команда настолько эффективно работала и настолько велик по всей стране интерес к студенческому кино, что мы в несколько раз перевыполнили наш план.
- В разные годы лауреатами фестиваля были Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Никита Михалков, Андрей Кончаловский — студенты, ставшие великими режиссёрами. Как жюри удаётся разглядеть такие таланты?
- Я не могу отвечать за жюри, но могу сказать, по каким критериям мы оцениваем участников, когда рассматриваем перспективу их дальнейшего запуска с полнометражным проектом. Самое главное, это уровень владения профессией. Режиссёрам необходимо уметь рассказывать историю, применять все инструменты, которыми их оснастили за время обучения во ВГИКе. Они должны понимать в драматургии, вместе с оператором выстраивать визуальные решения картины. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый фильм стал высказыванием, актуальным для зрителей.
- Победители российского этапа скоро сразятся за приз со студентами из зарубежных киношкол. Есть ли разница в уровне работ наших ребят и студентов из других стран?
- Разница есть, но не в уровне, а в подходах, потому что у нас разные истории, культуры, в том числе кинематографические, разные политические и социальные ситуации. Но в этом и прелесть, что можно сравнить то, что у нас, с тем, что в большом и разнообразном мире.
- Что студентам-кинематографистам даёт участие в фестивале?
- С 2011 года победители и призёры фестиваля, выпускники ВГИКа имеют возможность запустить в производство свой дебютный проект на базе Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» при поддержке Министерства культуры РФ. За восемь лет мы успешно реализовали такие полнометражные игровые фильмы как «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова, «РОК» Ивана Шахназарова, «Дефиле» Виталия Суслина, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Бык» Бориса Акопова. Все они стали обладателями призов многих российских и международных фестивалей.
Но вообще главное не победа в фестивале, а участие. Ребята заявляют о себе, и пусть даже картина не получила главный приз, она замечена, её запомнили зрители, другие продюсеры, которые выстраивают потом отношения с бывшими студентами, договариваются с ними и запускают их проекты в производство. Шансы на это есть как у дипломных работ, так и у учебных.
- Той поддержки, которую сегодня государство оказывает молодым режиссёрам, с вашей точки зрения, достаточно?
- Если мы хотим достичь голливудского, китайского, индийского, южнокорейского или хотя бы европейского уровня развития кинематографа, то у нас должно появляться больше дебютантов, больше молодых режиссёров. Потому что чем больше «свежей крови» мы вводим в профессию, тем больше перспектив у нас через 5-10 лет.
Недавно на встрече президента во ВГИКе с мастерами, называлась цифра в 50 дебютов в год. Понимаю, что в один год это нереально осуществить, но я бы стремился к этой цифре.
Конечно, не все картины получаются успешными. Но чем больше в принципе производится продукции, тем больше вероятность, что будет качественный рост.
Сейчас Минкультуры выделяет на дебют 25 миллионов рублей. Это очень маленькие деньги. И у них уже далеко не та покупательная способность, что была у 15 миллионов рублей, которые выделяли 10-15 лет назад.
Поэтому снимать стало значительно тяжелее. По сути, команда работает на чистом энтузиазме, в режиме жёсткой экономии.
Но настоящие трудности начинаются, когда фильм готов и его надо выпускать в прокат. Я даже не говорю о подавляющей роли в отечественном прокате зарубежного кино, которое забирает 70-80 процентов всех экранов и всей «кассы». Хочу обратить внимание на ситуацию, когда российская дебютная картина с производственным бюджетом 25-35 миллионов рублей «на равных» конкурирует с другой российской картиной, у которой бюджет полмиллиарда рублей и выше.
Такой дисбаланс в подходах к поддержке производства и продвижению отечественных кинофильмов нуждается в тщательном разборе и правке, так как тормозит развитие киноиндустрии.