Елена Ямпольская вновь возглавит «Культуру»
Елена Ямпольская с сентября вновь займет должность главного редактора еженедельника «Культура» — одного из старейших периодических изданий России. До последнего времени она была председателем редакционной коллегии газеты. Как совмещать творчество с законотворчеством — об этом в эксклюзивном интервью председатель Комитета Госдумы по культуре рассказала «Парламентской газете».
- Елена Александровна, вы руководили «Культурой» в течение пяти лет, но оставили пост главного редактора после избрания в Госдуму в 2016 году. Ваше возвращение правомочно? Может ли депутат одновременно трудиться где-то еще?
- Здесь нет никаких противоречий. В статье 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сказано, что депутат Госдумы не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью. Исключение делается для преподавательской, научной и творческой работы. Многие мои коллеги по Госдуме читают лекции, издают книги, снимают фильмы. Вы наверняка знаете, что недавно мой заместитель, талантливый молодой прозаик Сергей Шаргунов возглавил литературно-художественный журнал «Юность», и это замечательно. Если в думском Комитете по культуре представлены несколько руководителей известных в стране СМИ, подобный ресурс открывает перед нами новые перспективы.
- Неужели Вам не хватает работы в комитете, раз вы готовы себя дополнительно «нагрузить»?
- Напротив, более чем хватает. Но именно газета «Культура» является той медийной площадкой, где последние годы вдумчиво и подробно рассказывают о работе Госдумы, о наших законотворческих инициативах, причем не только в сфере культуры. Кстати, многие депутаты знают, что на полосах «Культуры» они желанные гости, охотно дают интервью и комментарии по различным вопросам.
На страницах печатного издания и в электронной версии можно обсуждать любые идеи, привлекать большое количество экспертов с различными взглядами. Я не сторонница келейных, кулуарных, закулисных решений. Широкая общественная дискуссия позволяет заранее выявить риски и в конечном итоге избежать досадных ошибок. Комитет по культуре открыт для такой дискуссии, и, конечно, газета нам тут поможет.
После избрания депутатом ГД я стала председателем редакционной коллегии «Культуры» и продолжала делать газету, но, так сказать, на общественных началах, не получая за эту деятельность ни копейки. Считаю такой подход верным: да, мой путь изменился, но это не значит, что можно забыть про ответственность перед читателями и перед моими коллегами, коллективом редакции.
За минувшие три года не было ни одного номера, который бы вышел без моего кураторства. Более того, практически не было материалов, которые бы я не прочитала до появления на полосе. Участие в планировании, оформлении, даже в придумывании удачных заголовков — все это отнимает, разумеется, и силы, и время, но я журналист по профессии, и такая «нагрузка» мне в радость.
- Почему вы решились на перемены, ведь можно было все оставить по-прежнему?
- Считаю важным сохранить единственную федеральную газету, пишущую о культуре, на высоком профессиональном уровне. В ноябре 2019 года «Культуре» исполнится 90 лет. Надеюсь, мы подойдем к юбилею со свежими идеями. Любое издание нуждается в периодической «перезагрузке», мозговом штурме, и я вижу, что коллегам сейчас необходима моя поддержка. Речь идет и об определенном ребрендинге, и о привлечении современных технологий для продвижения электронной версии, и о расширении тематики. Уверена, что в топе журналистских интересов должен находиться нацпроект «Культура» — первые результаты и трудности, связанные с его реализацией.
- Будет ли газета исключительно трибуной для единомышленников, или вы готовы всем предоставить, что называется, свободный микрофон?
- Я очень не люблю разговоров о том, кто на какой «стороне баррикад» находится. Баррикады строят те люди, которые больше ничего не способны построить. Они искусственно нагнетают напряжение в сфере культуры, сознательно обостряют противоречия, деление на «своих» и «чужих». Для них идеологическая война — мать родна, потому что это выгодно. Я баррикады не строю. Считаю, что самый плодотворный путь развития культуры, вообще, гуманитарной сферы страны — вступать в диалог, искать точки соприкосновения, договариваться, проявлять максимальную доброжелательность. В таком духе работают думский Комитет по культуре и созданный при нем Общественный совет, где встречаются, беседуют, даже улыбаются друг другу люди, которых еще недавно трудно было представить за одним столом. Признаюсь, что горжусь этим. Столь же разумную взвешенную позицию должна занимать и газета «Культура».
— В нашей редакции восприняли эту новость с воодушевлением. Дело в том, что основной костяк «Культуры» сформировался именно в те годы, когда Ямпольская перезапустила умирающее издание. Мы до сих пор пользуемся большинством ее креативных находок, начиная от графической модели и рубрикатора. Тогда же были приняты наши базовые журналистские принципы, выработаны требования к материалам и авторам, утвердилась структура. Все лучшее, что было с «Культурой» — заметное расширение влияния газеты, взрывной рост подписки и розницы, связано с именем Ямпольской. Не удивительно, что уход Елены Александровны повлек ряд сложностей; справляться с ними удавалось в основном благодаря ее помощи. Поэтому официальное возвращение Ямпольской на пост главного редактора видится сегодня шагом логичным и очень своевременным.