Все о пенсиях в России

вчераСтраховую часть пенсии с 1 апреля 2026 года проиндексируют по темпу роста зарплат

два дня назадМинтруд предложил учитывать стаж большего числа крымчан

два дня назадПри расчете пенсионного стажа многодетным предложили учитывать всех детей

Дирижер Сергей Кондрашев: Русская музыка незаслуженно редко звучит на концертных площадках

Симфонический оркестр радио «Орфей» возвращает к жизни забытые имена и произведения русских композиторов

07.12.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Дирижер Сергей Кондрашев: Русская музыка незаслуженно редко звучит на концертных площадках
Сергей Кондрашев © отдел рекламы ФГБУ РГМЦ, радио «Орфей»

Российская музыкальная культура объемна и многогранна, многие произведения, а подчас и имена композиторов незаслуженно забыты. Одна из задач симфонического оркестра радио «Орфей» — представить их зрителям. В музыкально-литературной программе «Зимняя сказка», которая пройдет 14 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца, прозвучат как признанные шедевры отечественной классической музыки, так и малоизвестные произведения. Руководитель и главный дирижер оркестра «Орфей» Сергей Кондрашев рассказал «Парламентской газете», в чем он видит миссию музыкантов сегодня.

- Сергей Юрьевич, какие произведения вошли в предновогоднюю программу «Орфея»?

- Первое и главное — все они имеют отношение к русской зиме, которую мы называем не просто временем года, но состоянием души. Это фрагменты из оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского, его же опера «Ночь перед Рождеством», которую редко исполняют, фрагмент из Первой симфонии Петра Чайковского «Зимние грезы». И, конечно, мы не могли не включить в программу фрагменты из балета «Щелкунчик», под которые в этот раз танцевать никто не будет, но зрители увидят огромные декорации-проекции картин русских художников на тему зимы.

Во втором отделении зрителей ждет погружение в литературную и музыкальную классику. Отрывки «Метели» из «Повестей Белкина» Александра Пушкина со сцены прочтет народный артист России Борис Щербаков. А мы исполним «зимнюю» музыку Георгия Свиридова, которая, как мне кажется, является квинтэссенцией русской ментальности.

- Почему в программах оркестра всегда преобладает музыка отечественных композиторов?

- Я ни в коем случае не отменяю для себя мировую классику, но отношу себя в первую очередь к популяризаторам русской музыки, поскольку считаю, что она незаслуженно редко звучит на концертных площадках. Все знают «Времена года» Вивальди, а о том, что у Римского-Корсакова есть «Ночь перед Рождеством», знают немногие, хотя Гоголя, конечно, читали все. «Снегурочка» тоже звучит только в театрах, а на концертных площадках фрагменты из оперы редко услышишь. Мы открываем много неизвестной музыки, которую незаслуженно забыли или никогда и никто не слышал в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов». Занимаемся этим уже восемь лет, так что обращение к русской музыке - это не поветрие сегодняшнего дня.

© отдел рекламы ФГБУ РГМЦ, радио «Орфей»

- С каким настроением люди сейчас приходят на концерты?

- Мне кажется, зритель хотел бы на какое-то время уйти от реальности и повседневной действительности. Человеку в сегодняшнем информационном поле непросто жить и при этом находиться в гармонии с собой. Поэтому мы стараемся добавить ему на наших концертах ощущение внутреннего счастья. Для меня самая главная удача — когда у человека состояние счастья, музыки в душе сохраняется на несколько дней или хотя бы на несколько часов после нашего концерта. Это значит, что мы свою работу делали не зря.

- «Орфей» называют преемником традиций симфонических оркестров Гостелерадио СССР. О чем речь?

- Самое главное, что наш оркестр — звукозаписывающий. Наша основная деятельность — не столько концертные выступления, сколько создание контента для нашей радиостанции «Орфей». В этом году оркестру исполняется 25 лет, «Орфей» — единственный оркестр радио в России, хотя в Германии, например, в каждой федеральной земле есть такой оркестр и хор. Но мы развиваемся: одиннадцать лет назад, когда я пришел сюда работать, оркестр был меньше — всего около 25 человек присутствовало на первой репетиции, а сегодня только музыкантов у нас 70 и пять человек менеджерского и технического персонала. Костяк оркестра составляют солисты, каждый из которых является настоящим художником своего инструмента.

- Молодежь к вам приходит?

- Конечно. К нам приходят не только выпускники, но и студенты высших музыкальных учебных заведений, что полезно как для коллектива, в который вливается молодая кровь, так и для самих молодых музыкантов, которые получают свой оркестровый опыт уже не по студенческому учебному принципу, а в режиме регулярных репетиций и выступлений. Это возможность из учеников попасть сразу в мастера. Молодой человек оказывается в эпицентре музыкальной жизни, и я спрашиваю с него уже не как со студента, а как со сложившегося артиста, который все умеет и все может.

- Кремлевский дворец — один из самых больших и самых важных залов Москвы и страны. Его масштабы накладывают отпечаток на вашу работу?

- Внутри ГКД мы находимся давно, для нас это домашние стены. Мы обязаны учитывать особенности площадки, которые влияют на творческий почерк коллектива. Зал огромный, в нем часто приходится работать широкими звуковыми пластами — звучание оркестра должно отвечать масштабу этой площадки. За годы работы там у нас выработался даже определенный стиль звучания. А сложность заключается в том, чтобы не потерять камерную тонкость в звуке, ведь существует много музыки, которая должна звучать трепетно и тихо, чего Кремлевский дворец не всегда предполагает.

Читайте также:

• Николай Бурляев: «Культурный фронт России» поможет проектам, до которых не доходят руки государства

- Музыкальные эксперименты вы себе позволяете? И чего ждать от «Орфея» в ближайшее время?

- Если говорить об экспериментах со звуком, то они чаще касаются современной музыки. В основном они воспринимаются музыкантами благосклонно, но не всегда, особенно если нужно производить манипуляции с музыкальными инструментами, отличающиеся от их традиционного использования. Часто это происходит на фестивале Московского союза композиторов «Московская осень». Что касается экспериментов сценических, то есть такие постановки, где оркестр выступает в качестве действующего лица. Иногда мы выходим на сцену не в классических костюмах: фраках и смокингах, а, например, в рабочей спецодежде, если такое требуется по сюжету постановки.

В следующем году мы продолжим проект «Возрождаем наследие русских композиторов» и представим новые имена и произведения. Мы постоянно ведем исследовательскую работу в архивах и вскоре снова предоставим возможность слушателям прикоснуться к новой живой музыкальной истории.