Ценные скрипки и смычки придётся промаркировать
Иначе инструмент могут не пустить на зарубежные гастроли
Виолончели, скрипки и другие инструменты, которые признали культурными ценностями, нужно снабдить специальными метками. Без этого музыканты могут не получить разрешение вывезти их за границу. Постановление Правительства с правилами нанесения маркировки вступает в силу 8 сентября. Это нужно, чтобы надёжнее контролировать, точно ли в Россию привозят тот же инструмент, который брали собой на зарубежный концерт, считают в Госдуме.
Метка на 50 лет
Промаркировать понадобится инструменты, которые по результатам экспертизы отнесли к культурным ценностям. Но только те, которые собираются брать с собой за рубеж музыканты, например, на гастроли и конкурсы. Без метки на корпусе разрешения на временный вывоз не видать.
Чтобы промаркировать свою виолончель или скрипку, надо подать заявление в управление Минкультуры по своему федеральному округу. Услуга платная — две тысячи рублей. К заявке нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность владельца, паспорт на инструмент, экспертное заключение, которым его признали культурной ценностью, и копию бумаги о праве владения или пользования. Если за разрешением обратился не сам собственник, понадобится его письменное согласие, а также бумага, подтверждающая полномочия доверенного лица.
Документы рассмотрит комиссия, куда включат сотрудника Минкультуры, работника организации-маркировщика и эксперта по культурным ценностям. Если выяснится, что каких-то бумаг не хватает или инструмент не соответствует описанию в заключении, в маркировке откажут. При этом у собственника есть право присутствовать на заседании, возражать против включения кого-то из экспертов в состав комиссии, требовать повторной процедуры, если владелец считает, что в маркировке отказали неправомерно.
После проверки на корпус музыкального инструмента нанесут две метки — химическую, означающую, что это культурная ценность, и радиочастотную с кодом, по которой его можно будет найти в Единой базе музыкальных инструментов и смычков и определить его владельца. К меткам установили строгие требования, чтобы они не стирались и не портили звучание инструмента. Например, химический состав должен сохранять свои свойства 50 лет даже под воздействием света и влаги и при этом не должен менять структуру дерева или металла.
Закон, который требует маркировать особо ценные инструменты, Госдума приняла в 2019 году и он вступил в силу в 2020-м, напомнила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. По её словам, главная цель маркировки — упростить процедуру контроля того, возвращают ли в Россию те же ценные скрипки и виолончели, которые брали за границу. «Сейчас любой музыкальный инструмент возят с паспортом, где есть его описание, а тот это инструмент или нет, определяют эксперты. Теперь на ценных инструментах будут также метки — радиочастотная и химическая, которую не видно, но её можно прочесть с помощью специального аппарата. И таможенники смогут узнать, кто собственник инструмента — музыкант, музей, государство», — пояснила депутат.
Она добавила, что маркировку понадобится сделать один раз. Можно поставить метки и на инструменты, не признанные культурными ценностями, если у владельца есть такое желание, пояснила парламентарий. По закону на таможне обязаны проверять, есть ли специальные метки. Если инструмент включён в музейный фонд, обратят внимание на охранную маркировку музейного предмета или коллекции.
Практически все инструменты и смычки находятся в собственности исполнителей, рассказала «Парламентской газете» руководитель Ассоциации современной академической музыки Российского музыкального союза Виктория Коршунова. Поэтому, по её мнению, система не должна быть забюрократизированной. «Исполнители всё-таки прежде всего музыканты, и продавать струнные инструменты, вывозя за рубеж, в их планы не входит, — сказала она «Парламентской газете». — Мне, как директору коллектива, импонирует система, когда музыкант, вывозящий струнный инструмент или смычок, должен их декларировать. И когда он въезжает обратно в страну, он должен привезти данный инструмент», — отметила эксперт.
Когда музыкант оформляет разрешение на временный вывоз инструмента, это нормально, хотя и занимает время, считает лауреат международных конкурсов, вторая скрипка струнного квартета Rusquartet Анна Янчишина. А вот к маркировке она отнеслась с опаской.
«Если бы на мой инструмент хотели поставить метки, мне было бы страшно — неизвестно, как отреагирует дерево», — сказала музыкант «Парламентской газете».
А паспорт — на десятилетие
По новому закону паспорт на свой ценный инструмент может оформить как частное лицо, так и организация. Это позволяет получать разрешения на временный вывоз из страны своего альта или контрабаса многократно, не проводя каждый раз его экспертизу. А заключения, выданные до 3 декабря прошлого года, продолжают действовать в течение срока, который в них указан.
Если человек владеет фабричным инструментом, он может получить паспорт, где укажут, что его скрипка или виолончель — это не культурная ценность, и особых разрешений, чтобы брать его на зарубежные концерты, не требуется. Чтобы подтвердить этот факт, понадобится провести экспертизу, зато паспорт по новым правилам действует десять лет.
Анна Янчишина поддержала такое новшество. «Эксперты смотрят инструмент, делают заключение, и на его основании делается паспорт. Теперь его можно получить на десять лет и это удобно», — сказала она.
За что не надо платить
Также теперь не надо страховать ценные смычковые инструменты перед поездками на гастроли, кроме случаев, когда они принадлежат музеям. Кроме того, в позапрошлом году приняли поправки в Налоговый кодекс, которые отменили государственную пошлину за выдачу разрешения на временный вывоз ценных струнных инструментов. Чтобы воспользоваться льготой, музыканту нужно документально подтвердить, что он отправляется выступать с концертами. «Мы исправляем дикие ситуации, когда деятели культуры временно едут с инструментами на гастроли и ещё должны платить большую пошлину», — отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании палаты, на котором одобрили закон.
Но за выдачу паспорта на инструмент госпошлину всё же придётся заплатить — тысячу рублей. И это лишь малая часть того, о чём нужно позаботиться музыканту. Оформление паспорта, страховки, проведение экспертизы и сбор документов требуют не только денег, но и времени, рассказывал в интервью «Парламентской газете» концертмейстер оркестра Большого театра Александр Калашков.