«Белка и Стрелка» понравилась Фонду кино
Всего же финансовую поддержку государства в 2017 году получат 35 проектов независимых российских кинокомпаний
Проекты прошли очную защиту, которую оценивали сценарная рабочая группа и экспертный совет фонда. Всего на отбор было представлено 57 проектов. В списке поддержанных 11 комедий, 7 анимационных фильмов, 5 ужастиков, 4 военные драмы.
Требованиям нужно соответствовать
В этом году за счёт финансирования фонда кинокомпании смогут покрыть лишь те расходы, которые будут понесены после заключения договора. Кроме того, фильмы, получившие средства на безвозвратной основе, теперь обязательно должны проходить процедуру тифлокомментирования и субтитрирования.
Всего на поддержку фильмов фонду выделят три миллиарда рублей. Из них лидерам отечественного кинопроизводства будут предоставлены 2,5 миллиарда, из которых два — на безвозвратной основе и 500 миллионов — на условиях стопроцентного возврата. Остальные кинокомпании получат 500 миллионов рублей на безвозвратной основе.
При этом сохраняется размер обеспечительного платежа от компаний, подающих заявки на госфинансирование, — он составляет три процента от запрашиваемых у фонда средств. Платёж будет возвращён в течение десяти рабочих дней только в том случае, если проект не будет рекомендован к дальнейшему рассмотрению.
С этого года к участию в отборе допускаются проекты, производство которых согласно утверждённому календарно-постановочному плану завершается не позднее трёх лет с момента заключения первого договора на поддержку производства.
Фонд кино несёт ответственность перед Минкультуры, если не соблюдаются даты. Поэтому в случае форс-мажора не позднее чем за три месяца до старта фильма должно быть предоставлено письменное обоснование ситуации. И решение об изменении даты проката принимать будет министерство.
Требования к проектам остались прежними: в заявленном фильме должна быть ограничена демонстрация курения, нельзя использовать ненормативную лексику, запрещена пропаганда наркотиков.
По словам директора Фонда кино Антона Малышева, успешная реализация этой формы финансовой поддержки — плод реформы 2012 года, когда господдержка фонда была переориентирована на зрительское кино: «За это время был отлажен новый прозрачный механизм экспертизы с открытой очной защитой проектов. Теперь прямую трансляцию отбора может посмотреть онлайн любой желающий. К принятию решений привлечено широкое профессиональное сообщество, к минимуму сведена субъективная составляющая».
Попечительский совет Фонда кино, куда входят, в частности, пресс-секретарь председателя Правительства РФ Наталья Тимакова, глава Комитета по культуре Госдумы режиссёр Станислав Говорухин, директор Первого канала Константин Эрнст и директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, возглавляет советник президента по культуре Владимир Толстой.
В комментарии «Парламентской газете» Толстой отметил, что отбор проходил достаточно сложно: «Защита шла весь день, а потом экспертная группа выставила свои оценки и сложился рейтинг, где первые 35 и получили поддержку».
Толстой отметил, что споров было немного, единственное, что хотелось поддержать всех, а это было априори невозможно. Во-первых, из-за финансовой составляющей, а во-вторых, не все проекты были одинаково сильными. «Мы и так поддержали больше, чем изначально рассчитывали, потому что очень хотелось, чтобы реализовалось как можно больше российских художественных и мультипликационных фильмов», — отметил советник президента.
Посмеяться зритель любит
Больше всего на презентациях было комедий. Эксперты отдельно выделили продолжение картины Сергея Светлакова «Жених» и ленту Николая Досталя «Лицо». Светлаков также отметил, что действие фильма «Жених 2» перенесётся в Берлин, для съёмок планируется пригласить известного актёра Дольфа Лундгрена, а потому производственный бюджет возрастёт до 100 миллионов рублей.
В центре картины Николая Досталя «Лицо» — «двойник» Владимира Путина. Это комедийная фантазия на тему того, что будет, если первое лицо государства уйдёт со своего поста. По словам Досталя, глава государства идею картины одобрил, а на её производство потребуется 214 миллионов рублей, на маркетинг и рекламу нужно будет потратить ещё 50 миллионов.
Из музыкальных комедий члены совета отдельно выделили фильм-пародию «Секрет» — о том, как музыканты легендарной советской рок-группы оказываются в логове террористов и спасают мир. Продюсирует ленту бывший лидер группы Николай Фоменко.
Среди поддержанных фильмов криминальная комедия Петра Буслова «Сбитые прогрессом», повествующая о неудачливом бизнесмене, который встаёт на скользкую криминальную дорожку.
Ожидания оправдались и у аниматоров. В следующей части саги «Белка и Стрелка» герои покорят морские глубины. Новые приключения ожидают героев мультиков «Волки и овцы 2», «Снежная королева» и «Фиксики». Планируется к производству мультфильм «Телефоны», героями которого станут телефонные аппараты. У ленты довольно высокий бюджет — 600 миллионов рублей.
Не остались забытыми и фильмы ужасов. Интерес вызвал проект «Кольская сверхглубокая» режиссёра Романа Каримова. В центре сюжета таинственные события, происходивших в 1980-е годы при бурении самой глубокой в мире скважины на Кольском полуострове.
Сложно обстоят дела с жанром фэнтези. Победителем оказалась картина «Путешествие в Индию: на пороге бессмертия» с бюджетом два миллиарда рублей.
В разделе «драма» оказалось 14 проектов, среди которых военная лента «Братство» о выводе советских войск из Афганистана и психологический триллер Валерия Тодоровского «Гипноз». Зрителей также ждёт драма «Стрельцов» о советском футболисте Эдуарде Стрельцове, консультантом фильма выступит многократный чемпион СССР Александр Мостовой.
А вот драме «Убийство городов» режиссёра и депутата Госдумы Владимира Бортко пройти отбор не удалось. Картина, основанная на одноимённом романе писателя и публициста Александра Проханова, должна была рассказать о недавних событиях в Донбассе.
Надо снимать не комедии, а фильмы о том, что интересует людей сейчас.
«Планировалось, что съёмки будут проходить в Ростове и Донбассе. Но не получилось», — рассказал Бортко «Парламентской газете».
Он уверен, что все отобранные проекты не так важны для зрителя, как те картины, которые показывают историческую правду. «Эта история с «Убийством городов» продолжается уже два года. Результат прежний. И это не зависит от тех людей, которые занимаются отбором. Всё дело в системе, которая категорически не хочет исторической правды», — считает Бортко.
Ещё материалы: Владимир Бортко