Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Мультипликаторам откроют «зелёную улицу»

С какими проблемами российские аниматоры пришли в Совет Федерации?

23.11.2016 19:22

Автор: Ксения Редичкина

Мультипликаторам откроют «зелёную улицу»
Художник-мультипликатор на киностудии "Союзмультфильм". © Владимир Афанасьев/ПГ

Столь крупный разговор стал первым за последние годы. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко пригласила на встречу не только директоров киностудий и художников, но и телевизионщиков. Именно они сегодня являются основными проводниками мультипликационной продукции для зрителей.

Мультсериалы – это беспроигрышно

Действительно, сегодня очень невелико количество мультфильмов, которые могут как-то пробиться к зрителю. И это несмотря на то, что полнометражные фильмы, пусть и производятся в небольших количествах, идут в кинотеатрах, собирая прибыль. А вот авторские мультики чаще всего обречены на узкую аудиторию анимационных фестивалей и закрытых показов.

Об этом с болью говорил народный артист России, режиссёр, художник-мультипликатор Юрий Норштейн. Он считает, что при всей доходности сериалов именно авторское кино – короткометражки – и есть лицо российской анимации. Да, художники встречаются на фестивалях, оценивают друг друга и держатся вместе. Но, уверен Норштейн, не за горами то время, когда все эти люди будут бежать друг от друга, потому что при нынешней системе тендеров и конкурсов по-другому не бывать.

«До распада СССР мы работали пусть и в не идеальных условиях, но знали, что эта будет плановая работа и будут сценарии, а сейчас мы становимся врагами. То есть у кого-то приняли сценарий, у кого-то нет. Кому-то дают деньги, а кому-то нет. И как быть?» – задаётся вопросом известный мультипликатор. Он считает, что в рамках киностудии «Союзмультфильм» и нужно набирать сценарии, координировать работу создателей мультфильмов. По мнению художника, студия, которая «рухнула при полной незаинтересованности государства», восстановится не скоро.

Исполняющий обязанности директора «Союзмультфильма» Глеб Давыдов оказался настроен более оптимистично. Тем более что в конце декабря должна завершиться основная стадия переезда студии из легендарного, но совершенно непригодного для работы здания на Долгоруковской улице в Москве на улицу Академика Королёва. Давыдов напомнил, что в 2016 году студии исполнилось 80 лет, и хочется следующий этап её жизни начать уже не с повторения ошибок прошлого, а сделать качественно новый рывок вперёд.

Куда уходит ёжик
Что же касается творческой составляющей, то тут Давыдов расписался в искреннем уважении к авторской и дебютной анимации, но подчеркнул, что она прибыли не приносит. И это нужно понимать. А «Союзмультфильм» последние годы ни на что больше внимания не обращал. Например, задачи по производству сериальной анимации просто не ставились.

«Это неправильно. Такой великий бренд, как «Союзмультфильм», должен быть самодостаточен. Мы же с вами не можем представить ТВ-канал, который не стремится к тому, чтобы быть самоокупаемым и обеспечивать собственное развитие!» – объяснил исполняющий обязанности директора. Он пообещал, что как только студия расквитается со всеми насущными техническими вопросами, ей нужно начинать, при всём уважении к авторской анимации, двигаться в сторону рынка. Кстати, в конце октября стало известно, что два отечественных мультсериала «Ми-ми-мишки» и «Сказочный патруль» впервые в истории вошли в топ-30 самых популярных анимационных проектов мира. 

Давыдов упомянул и о Стратегии государственной культурной политики до 2030 года, где прописаны задачи для увеличения внебюджетных источников финансирования производства кино и мультфильмов.  «Если этот процесс пойдёт, то на базе «Союзмультфильма» может быть создан центр российской анимации. Об этом говорилось ещё в 2011 году в поручении тогда премьер-министра Владимира Путина», – сказал Давыдов.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на это заметила, что сейчас именно на дирекции «Союзмультфильма» лежит ответственность за будущее отечественной анимации. «Все мы выросли на мультиках этой киностудии, а Центр российской анимации и сама студия должны стать местом непрерывного творчества и встреч профессионалов, ведь российская школа мультфильмов – уникальна».

Кадровый ресурс анимации — регионы

Регионы – кадровый ресурс анимации. Так считают в Министерстве культуры и призывают субъекты федерации открывать курсы по подготовке специалистов в анимационной сфере, а также предусматривать в своих бюджетах средства на приобретение короткометражных фильмов отечественного производства для проката.

Что же касается полнометражных лент, то тут Минкульт собирается совершить прорыв – закрепить квоту на производство полнометражной анимации через Фонд кино. С его помощью в 2016 году было создано 7 полнометражных лент, в 2017 году планируется 10. Эти данные привёл замминистра культуры Сергей Обрывалин. Он напомнил, что квота на финансирование анимации закреплена в бюджете Минкультуры, а Фонд кино выделяет средства на производство потенциально успешных в прокате картин. В прошлом году Министерство культуры зафиксировало в своём кинобюджете около 3 миллиардов рублей, 25 процентов из которых должны выделяться и на создание мультфильмов, и детского кино. В 2014 году эта доля была равна 15 процентам.

Хорошо, если будут давать деньги на производство мультиков, но главное, чтобы было кому их создавать. Ректор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) Владимир Малышев вообще предложил разработать федеральную программу по подготовке кадров в области анимации, а также сформировать аналитическую группу, которая определит, сколько режиссёров-аниматоров, например, потребуется через пять лет.

В среднем во ВГИКе ежегодно выпускают около 15 режиссёров-аниматоров. «У нас совершенно немного бюджетных мест, групп режиссёров-аниматоров по бюджету – 7-8 мест и столько же платных, хотя конкурс – 10 человек на место», – рассказал Малышев. А вот у Норштейна иное мнение. Он считает, что сегодня анимация испытывает острую нехватку молодых специалистов особенно первого звена: «Никакой ВГИК не сможет изменить сложившуюся систему, когда человек заканчивает такой вуз и не знает, куда ему идти». По словам мультипликатора, раньше молодые выпускники шли на пару лет в ассистенты и дальше постепенно становились на ноги, а сейчас они болтаются по частным студиям. И то, если повезёт.

Присутствующих примирила Валентина Матвиенко, которая пообещала лично контролировать ситуацию с отечественной анимацией и восстановлением «Союзмультфильма» не только как фабрики кино, но и как места трудоустройства специалистов.

О том, что налоги губят киностудии, рассказал гендиректор «Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького» Сергей Зернов. Он попросил спикера Совета Федерации как-то помочь в решении проблемы – внести соответствующие поправки в законодательство.

Делать мультфильмы без частных инвесторов в России невозможно
«Как вы знаете, все большие студии, которые имеют собственную производственную базу, в той или иной степени зависимы от налоговых льгот и от налоговых требований, которые ежегодно растут», – напомнил Зернов. По его словам, киностудии им. Горького пришлось столкнуться с ситуацией, когда помещение было отнесено к категории торговых объектов. В итоге, имущественный налог киностудии в 2016 году вырос в 54 раза – со 161 тысячи рублей до 9 миллионов рублей с учётом кадастровой оценки.

По мнению Зернова, необходимо исключить имущественные комплексы предприятий культуры, осуществляющих деятельность в сфере киноиндустрии, из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых база определяется не от кадастровой стоимости. Валентина Матвиенко отреагировала немедленно: «В суд! Мы вам окажем сопровождение. Суд отменит это решение. Мы вас услышали, берём на себя контроль ситуации вместе с Министерством культуры. Такого по определению быть не должно: нельзя к коммерческим объектам приравнивать киностудии, театры и музеи».

Секретарь Союза кинематографистов РФ, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино Александр Герасимов обратился к Валентине Матвиенко с просьбой присвоить Дню российской анимации статус официального праздника: «Мы для себя назвали 8 апреля Днём российской анимации, но это пока неофициальный праздник: это был день первого показа мультфильма в России (в 1912 году 8 апреля в России состоялась премьера первого отечественного мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича. – Прим. ред.)».

В итоге участники встречи, приободрившись, выразили надежду, что российская анимация в ближайшие годы окончательно поднимется с колен и заявит о себе не только благодаря успешным сериальным проектам, но и в целом как мощная и качественная индустрия.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4748