Делать мультфильмы без частных инвесторов в России невозможно
Исполняющий обязанности директора «Союзмультфильма» Глеб Давыдов рассказал «Парламентской газете», какие анимационные фильмы сегодня нужны
Разговор с Глебом Давыдовым состоялся накануне встречи в Совете Федерации в среду, 23 ноября, под председательством спикера Валентины Матвиенко, посвящённой проблемам и перспективам развития российской анимации.
– Глеб Борисович, о чем будете говорить в Совете Федерации?
– В первую очередь, я хочу рассказать, чем сегодня живёт студия, объяснить стратегию нашей работы. Кстати, в 1999 году тогда вице-премьер Правительства Валентина Матвиенко сильно помогла «Союзмультфильму», обратив внимание на его плачевное состояние. Мы это помним и ценим. Я жду, что студия останется в поле зрения спикера Совета Федерации как социально значимое предприятие.
– Какие предложения выдвинете на заседании?
– Не скажу. Иначе это будет выдачей секретов раньше срока.
– Главные проблемы российской анимации перечислите?
– За последние несколько лет сильно упал рынок. Проблема в том, что недостаточен покупательский спрос и мало денег для того, чтобы отрасль была устойчива и стабильна. Но я понимаю, что в контексте реалий нашей жизни это нормально. Кроме того, мало по-настоящему квалифицированных людей, способных создать качественный мультфильм.
– Где же молодые выпускники ВГИКа – режиссёры, художники?
– Они, разумеется, есть. Но почти никто из них не приходит на «Союзмультфильм», ведь нам нечего предложить: рабочая загрузка невелика, зарплата – тоже. Многие идут туда, где точно получат максимально комфортные условия работы – в частные студии.
– В 2015 году Минкультуры выделял на анимацию три миллиарда рублей – это 25 процентов кинобюджета страны. А что происходит в текущем году?
– С апреля 2016 года студия получила 26 миллионов рублей на производство. Этому предшествовал разговор-совещание с руководством министерства, и там предположили, что мы запросим больше. Но этот год для нас проходит под знаком переезда из нашего исторического здания на Долгоруковской улице, а потому достаточно имеющихся сумм.
– Внебюджетное финансирование тоже есть?
– Я абсолютно уверен, что сложное положение, в которое попал «Союзмультфильм», образовалось именно из-за того, что неправильно были расставлены финансовые приоритеты. Не надежда на государственные деньги, а привлечение внебюджетных средств, частных инвестиций и спонсоров должно быть главным. Студия обязана при финансировании проектов выделять треть от их сметной стоимости, а мы это делать, зачастую, не можем. С частными инвесторами такой проблемы бы не было.
– Сколько проектов находится сегодня в производстве «Союзмультфильма»?
– 25 проектов, из них 14 – в нулевой стадии, так как их только что профинансировали, а 8 пока незакончены. «Гофманиаду» (российский полнометражный кукольный мультфильм по мотивам сказок Гофмана, находящийся в стадии производства с 2001 по 2016 год. – Прим. ред.), кстати, почти завершили, и осталось только сделать прокатную версию, а это процесс быстрый и недорогой. Кроме того, мы расконсервировали проект «Суворов» – полнометражный анимационный фильм о жизни полководца и в новом году начнём доделывать. К сожалению, за последние 20 лет «Союзмультфильм» не создал ни одного полнометражного кино, которое бы дошло до широкого экрана.
– А куда же оно девается?
– Те студии, которые делают полный метр и доводят до конца, пытаются для себя поставить самые удачные слоты в кинопрокат, но это не всегда удаётся. А что касается мультсериалов, то они ориентированы на телевидение, у короткометражки судьба печальная. Она распространяется в Интернете и обычно заканчивает свою жизнь на ограниченных фестивальных площадках. Все эти мультфильмы изначально обречены на неокупаемость. И в последние годы «Союзмультфильм» на 90 процентов производил именно их.
– Каковы особенности российской мультипликации и отличие от зарубежных школ?
– В технологиях мы не отстаём. Но мультипликация, как зеркало, отражает национальный характер. В России народ вообще более душевный, открытый и непосредственный. Вот и мультики у нас такие же. Вот в «Томе и Джерри», например, кот постоянно разными способами бьёт мышь. В наших же мультиках насилия нет вообще, в них больше рассуждений, что есть добро и зло, что хорошо, а что плохо. И правильно, что мультики говорят детям о нравственных основах.
– Кстати, с компанией Disney продолжаете сотрудничество?
– Из-за переезда мы сотрудничество пока поставили на паузу. Ранее была договорённость с руководством Disney о творческом обмене режиссёрами, организации лекций американских коллег и показах американских мультфильмов в Москве.
Показы прошли, а обмен пока не состоялся, но это не страшно – всё впереди.
– На ваш взгляд, государство как-то может использовать главную анимационную студию страны в идеологических целях?
– Это вряд ли. Идеология к детям неприменима. Для них она одна: быть честными, послушными, добрыми и любознательными. Если это заложено не будет, то и всё остальное бессмысленно. Когда человек вырастает негодяем, то неважно, какой он политической принадлежности. Наша главная задача не воспитать поколение социалистов, коммунистов или утопистов, а выпустить в жизнь нормальных порядочных и здоровых людей.