Россия: валютные миллионеры — плюс 12 тысяч, рублёвые нищие плюс полтора миллиона
Социальное расслоение в стране стремится к опасной черте
В информационном пространстве последних дней сошлись две пародоксальные новости: Ольга Голодец, вице-премьер РФ, сообщила о новом явлении — работающих бедных, а РАНХ и ГС — о том, что количество миллиардеров возросло на 11 процентов.
Откуда деньжата
Можно оценить дипломатичность Ольги Голодец: те, кого она назвала «работающие бедные», на самом деле никакие не бедные. Они — нищие по всем стандартам, ибо их зарплата 7500 рублей на 25 процентов ниже прожиточного минимума в России (примерно 10 тысяч рублей)! Напомню, что прожиточный минимум позволяет поддерживать существование, но никак не обеспечивает трудоспособность и относительно полноценную жизнь. Таких людей, по данным вице-премьера, насчитывается около 6 миллионов! Рискну предположить, что эти факты слишком безрадостны, чтобы быть правдой.
Нет, не ставлю под сомнение их достоверность, но уверен, что большая часть «новых нищих» относится также к категории самозанятых и имеет дополнительные приработки, которые успешно текут мимо государственных фискальных инстанций. Основание для таких выводов простое: на 7500 рублей в России прожить в течение месяца нельзя даже бомжу, не то, что официально работающему гражданину, обременённому семьей и жильём.
Тем не менее общая социальная ситуация не даёт поводов для оптимизма: реальные доходы жителей России упали почти на 10 процентов, уровень потребления — на 12,5 процента, что вполне закономерно коррелируется с уменьшением ВВП, бюджетным дефицитом и инфляцией — официальной примерно в 5 процентов, а реальной, с учётом возросших неналоговых платежей, коммунальных тарифов, разного рода платежей за госуслуги, штрафов ГИБДД и так далее, — минимум 8-10 процентов. Так что почему народ нищает — понятно, по данным Счётной палаты РФ, число бедных в ближайшие годы увеличится на полтора миллиона человек в дополнение к почти 20 миллионам имеющихся.
Непонятно другое: почему в падающей кризисной экономике растёт количество миллионеров и миллиардеров. Россия поставила рекорд в 2016 году по приросту миллионеров — на 10 процентов, к имеющимся 120 тысячам добавилось ещё 12 тысяч, разменявших миллион долларов. А миллиардеров стало больше на 11 процентов, в эту категорию перешло 8 россиян, до планки в сто официальных валютных миллиардеров осталось совсем немного. И по аналогии с самыми нищими, заработки которых, впрочем, установить трудно в категории самозанятых, предположу, что и миллионеров, и миллиардеров у нас гораздо больше. Они, как правило, люди скромные, и достаток не всегда любят демонстрировать, во всяком случае, на Родине. Истинное их число, уверен, в полтора-два раза больше, если судить по росту продаж в натуральных единицах телефонов «Вирту» и представительских иномарок сверхвысшего уровня, который существенно превышает 10 процентов.
Но если с падением доходов большинства наших сограждан всё понятно, то с ростом состояния нуворишей такой ясности нет. К примеру, в США число новоявленных сверхбогатых увеличилось на 6 процентов. Так там и ВВП возрос почти на 4 процента. В Азии (в основном Китай и Индия) — на 8 процентов, но и ВВП увеличился на 5-6 процентов. И наоборот, рецессивная Европа и кризисная Латинская Америка потеряли 4 процента среди миллионеров и миллиардеров. Так на каких экономических успехах возросло российское новое поколение денежных мешков, если наиболее успешные отрасли российской экономики показали добавку по сравнению с 2015 годом максимум на три процента в отдельных отраслях машиностроения и аграрном секторе?
Ответ на этот вопрос может быть такой: единственная сфера, где прибыль увеличилась в разы, — банковский и финансово-спекулятивный секторы. Там можно было получить сверхдоходы, которые, вероятно, и позволили России вырастить рекордное количество богачей. Беда только в том, что их доходы не обеспечены товаром или услугами, поскольку в большинстве своём являются результатом перегона денег из одного кармана в другой. Впрочем, нет, один результат все же можно выделить: совокупное богатство, которое контролируют отечественные миллионеры и миллиардеры (около 0,1 процента населения), по самым скромным подсчётам превышает половину стоимостного объёма ВВП России, составляя минимум 50 триллионов рублей!
Очень актуально в этой связи звучат слова Владимира Мау, руководителя того самого РАНХ и ГС, которые он произнёс на недавней встрече с президентом Владимиром Путиным: «Экономика — это на 80 процентов психология». Совершенно верно в данном случае. Теперь представим себе психологию 20 миллионов нищающих людей, которые наблюдают, как стремительно растёт число нуворишей. И их настроение трудиться и создавать экономику после таких наблюдений.
Миллионеры-патриоты за прогрессивный налог?
Так что же делать? В глобальном смысле стоит ожидать перемен, если будет выбрана модель развития экономики, которая отсечёт или перекроет возможности под разговоры о рыночных свободах без особых усилий получать доходы, не увеличивая адекватно выпуск реальных товаров и услуг. Но есть и вполне конкретные пути достаточно быстро не только сгладить нарастающий социальный раскол, но и восстановить экономическую справедливость, пополнив федеральный бюджет и получив дополнительные доходы, которые снизят жёсткое фискальное давление на население и средний и малый бизнес, которое в качестве генерального направления налоговой политики планирует сегодня Минфин РФ. Имею в виду давно обсуждаемые в обществе и в Федеральном Собрании России изменения в Налогом кодексе. А именно: переход к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) и налогу на предметы роскоши.
Давно ставшие эффективным инструментом поддержания общественной стабильности и мощным источником социальных расходов практически во всех развитых странах, у нас эти налоги почему-то отвергаются в первую очередь исполнительной властью. Аргументы просты: в случае с прогрессивным НДФЛ — доходы богатых уйдут в тень, уж пусть платят тринадцать процентов, чем ничего с большей части своих миллионов. Факты, однако, свидетельствуют о другом: очень многие миллиардеры и миллионеры выводят свои капиталы за рубеж, становятся налоговыми резидентами тихих и сытых стран, где абсолютно спокойно выплачивают по 30, 40 и более процентов, пополняя бюджеты государства пребывания! Потому что знают: даже Аль-Капоне сел не за убийства, а за неуплату налогов, малейшее подозрение — и либо посадят, либо лишат вида на жительство, или вышлют. Следовательно, «уход в налоговую тень» весьма успешно лечится с помощью правоохранителных органов, это проблема юридическая, а не экономическая. Повышение до 30-35 процентов (в США — максимум 49 процентов, в Скандинавии — до 70 процентов) НДФЛ на сверхдоходы, как не раз подсчитывали, даёт триллион дополнительных доходов бюджета! Не считая трудно рассчитываемых, но весьма благотворных социальных последствий.
Аналогично с предметами роскоши. Рынок люксовых товаров и услуг в России составляет не менее полутриллиона рублей в год, а ведь есть ещё и не меньшие зарубежные траты наших нуворишей: яхты, виллы, самолёты. Заметим, что они там также безропотно платят налоги на эти приобретения. Даже фискальные десять процентов могут принести в казну сто-двести миллиардов рублей. Только не надо относить к предметам роскоши автомобиль стоимостью свыше трёх миллионов рублей, как это уже сделано в соответствующем перечне, ничего, кроме недоброго сарказма у налогоплательщиков, это не вызывает, упавший рубль ввёл в эту категорию «роскоши» вполне народные корейские и японские иномарки.
Но вот эти-то, казалось бы, простые, логичные и эффективные шаги сделать очень трудно. Во всяком случае, сопротивление они встречают весьма ожесточенное. Это неудивительно: 0,1 процента наших граждан, контролирующих финансовые ресурсы, сопоставимые с половиной национального ВВП, не склонны уменьшать свои капиталы и имеют некоторые возможности, чтобы не допустить этого. Во всяком случае, многочисленные инициативы депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, причём независимо от партийной принадлежности, вплоть до последнего времени странным образом гасились.
Однако сейчас состояние экономики диктует необходимость переходить к «моменту истины». И, видимо, стоит ожидать, что в обозримом будущем Налоговый кодекс все же получит соответствующие статьи, вовлекающие в фискальные заботы о подъёме экономики и наших богатейших соотечественников, давая им возможность на деле проявить патриотические чувства, которыми они, несомненно, обладают не в меньшей мере, чем их не столь состоятельные сограждане.
Ещё материалы: Юрий Скиданов