Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Штраф за опасное вождение «созрел» преждевременно?

17.11.2016 18:26

Кабинет министров наконец подготовил поправки к Административному кодексу, согласно которым устанавливается штраф в размере 5 тысяч рублей за так называемое опасное вождение.

Этой неоднозначной нормой, как известно, Правила дорожные движения приросли ещё в мае, причём в виде некоего тайм-аута. Вы, мол, господа-автомобилисты, пока вникайте в суть новых запретов, а наказание за их нарушение подоспеет позже.

Ну что ж, оно подоспело, если, конечно, предлагаемые Правительством меры благополучно пройдут положенные по закону процедуры. Но пройдут ли, учитывая, что Административный кодекс, в отличие от Правил, – вотчина законодателей и что законодатели нынче всерьёз нацелены повысить качество принимаемых нормативных актов?

Да, опасное вождение – безусловный бич наших дорог, источник множества, если не большинства тяжёлых дорожно-транспортных происшествий. Слагаемых и составляющих такого вождения – воз и маленькая тележка, при том что зачастую пустившийся на опасные маневры автомобилист даже не подозревает о возможных последствиях. Поэтому, конечно, обозначение опасного вождения в Правилах, как это уже давно сделано в других странах, – своего рода реализация абсолютно назревшей и насущной необходимости.

Другое дело, как выполнена эта реализация. А выполнена она из рук вон плохо.

Когда читаешь нынешнюю редакцию «опасного вождения» в ПДД (а она появилась после множества обсуждений и после настоятельных рекомендаций ввести внятные и чёткие определения), трудно отделаться от мысли, что в Правительстве поработали над этим как бог на душу положит. В итоге дополненный «опасным вождением» пункт 2.7 Правил стал, пожалуй, единственным в ПДД, на котором можно сломать мозг. Хотя, как известно, золотое правило Правил гласит: в главном дорожном законе всем и всё должно быть понятно. Даже дураку, если его осчастливили водительским удостоверением.

Однако попробуйте с трёх раз уяснить эту абракадабру: «Опасное вождение представляет собой неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Счастливчика, продравшегося сквозь бурелом определения «опасного вождения» (особенно в контексте предполагаемого штрафа в 5 тысяч рублей) наверняка удивят всякого рода смысловые несуразицы.

Например, согласно Правилам, неоднократное совершение рискованных действий – это опасное вождение. А однократное, стало быть, – нет. Более того, получается, что даже одно или несколько следующих друг за другом «нехороших» действий, совершённых один раз, тоже как бы не опасное вождение, хотя понятно, что так ездить можно только с умыслом, но не по ошибке. Речь, извините, идёт о развитии серьёзной для других участников дорожного движения ситуации. Однако «неоднократность» нивелирует проступок дорожного хулигана. И «однократно» прибегнуть к опасному вождению он вполне себе имеет право. 
Дорожных хамов сделают «звёздами» ютуба

Не лучше обстоит и с перечнем конкретных действий, подпадающих под опасное вождение, а гипотетически – и под пятитысячный штраф. Например, каждый автомобилист знает, что значит «подрезать» одним автомобилем другой и чем порою заканчивается этот маневр. Однако аналогичную по смыслу формулировку Правил: «Невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения», можно понимать, как угодно. Вплоть до того, что не уступил дорогу машине со спецсигналом. 

А вот как формулируются тоже всем известные и понятные «шашки на дороге». Это – «перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Но разве «шашечники» перемещаются из ряда в ряд только тогда, «когда все полосы движения заняты»? Разве «шашки» при наличии свободной полосы не создают потенциальных угроз? Исходя из формулировок Правил – не создают. И получается, что «шашки» при любой свободной полосе – не «шашки» вовсе и тем более не опасное вождение.

Не менее любопытно, что считают Правила «несоблюдением безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдением бокового интервала», поскольку это тоже подпадает под опасное вождение. В граммах, точнее в метрах, – о какой дистанции и каком интервале речь, коли за «несоблюдение» таковых водителей собираются штрафовать на 5 тысяч рублей?

Всё это далеко не праздные вопросы, особенно если учесть, что законодателям придётся подправлять Административный кодекс не только в части новоиспечённого и пока не понятно за что штрафа. Им предстоит определиться в том, кто этот штраф будет назначать – полицейский или судья. И хотя, говоря словами известного телеведущего, «это совсем другая история», тем не менее перспективы введения санкций за опасное вождение вырисовываются туманными. Во всяком случае, до тех пор, пока в Правилах не появятся чёткие определения опасной езды.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3546

Ещё материалы: Марат Абдуллаев