Монолог пассивного гражданина — 5
Запретный город
Даже те, кому не довелось побывать в Пекине, наверняка наслышаны о Запретном городе - огороженной стеной почти в три с половиной километра и рвом территории бывшей императорской резиденции. Запретным этот город в городе был назван потому, что никто кроме императора, его родственников, высшей знати, стражников и дворцовых евнухов не имел права войти в его ворота. Это ли не мечта тех, кто озабочен освобождением центра Москвы от надоевших автомобилей. Наших, разумеется. Озабоченные как ездили, так и будут ездить. Трудно сказать, как насчёт евнухов, но и остальных категорий предостаточно.Рассмотрение правительственного законопроекта, позволяющего местным властям любой город или городишко сделать запретным и взимать плату за въезд в него, благоразумно отложили на осень. Зачем перед выборами гусей дразнить? Более того, московские власти поспешили заявить, что ими подобная идея даже не рассматривается. Хочется верить, что так оно и есть. Однако вредная память подсказывает, что были заявления о прекращении «точечной» застройки, о ненамерении делать платные парковки за пределами третьего транспортного кольца. Были, но о них быстро забыли.
Кстати, вопрос о платном въезде в центр Москвы лет десять назад уже поднимался. Как водится, ссылались на заграницу, где якобы многие большие города уже пошли по такому пути.
Заметим сразу, что не так уж и многие. К тому же чужое поведение совсем не обязательно должно служить образцом для подражания. Что русскому хорошо, то немцу - смерть. И наоборот, надо полагать, тоже. Здесь, правда, речь скорее идёт не о немце, а об англичанине, ибо по части городских запретов у нас любят ссылаться на Лондон.
Сразу возникает вопрос: сколько брать за привилегию въезда в «запретный город»? В том же Лондоне берут вполне умеренно, учитывая уровень тамошних заработков. А как поступить у нас? Сделать плату символической - мало что изменится. Сделать «кусающейся» - значит создать заповедник для лимузинов и циклопических внедорожников, которым в городе, казалось бы, и делать-то нечего. Какие-никакие дороги там всё-таки имеются.
А сколько сразу появится льготников! И как контролировать процесс? Установить шлагбаумы на всех улицах и улочках? В Лондоне - повсеместно видеокамеры, специальный центр обработки информации, люди, рассылающие штрафы.
Хотя идея соорудить повсеместно шлагбаумы не так уж и плоха. Сколько новых рабочих мест будет создано! Ни о какой безработице и говорить не придётся.
Наконец, попробуем вообразить, что мечта о «запретном городе» осуществилась. Наши водители, чертыхаясь, как и их лондонские собратья, побросали, где попало, свои авто и дружно ринулись штурмовать автобусы и метро, и до того работавшие на пределе своих возможностей. Чтобы испытать всю полноту ощущений, неплохо было бы авторам запретительных идей прокатиться в пиковое время, например, по Таганско-Краснопресненской линии московского метро. Если, конечно, удастся втиснуться в вагон попытки с пятой.
Ещё материалы: Юрий Субботин