Все о пенсиях в России

два дня назадИнвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

два дня назадСенатор Епифанова поддержала идею снизить пенсионный возраст для тружеников села

два дня назад«Известия»: Россияне смогут забрать до 412 тысяч рублей пенсионных накоплений

Чтобы грамота не была филькиной

В Госдуме обсудили концепцию филологического образования, по которой количество часов на русский язык и литературу в школах увеличится

29.10.2015 17:08

Вслед за появлением единого учебника истории в России заговорили о создании концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Учить по новым, единым правилам планируется уже со следующего учебного года. Авторы концепции обещают увеличить количество учебных часов на изучение русского и литературы и изменить систему аттестации. В ближайшее время начнётся общественное обсуждение документа.

Литературе пока отведено два часа в неделю

Разработкой концепции занималась Ассоциация учителей русского языка и литературы. Документ был направлен на согласование в региональные министерства образования, от которых уже поступило более 300 предложений по его доработке. Как отметил на заседании рабочей группы по обсуждению концепции председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, работа вышла на финишную прямую. Сегодня в Махачкале откроется первый российский форум учителей русского языка и литературы, где концепция станет темой одного из «круглых столов», а в начале ноября её обсудят во Владимире на конференции филологов. По словам Нарышкина, концепция должна отвечать требованиям времени и ожиданиям педагогов и учеников.«Речь идёт не только о преподавании школьных предметов, — сказал Сергей Нарышкин, — а о том, как научить детей самостоятельно думать и оценивать прочитанные книги, как научить их видеть и использовать всё богатство русского языка, который является объединяющим началом для нашего многонационального государства и всего русского мира».

Документ определяет базовое содержание обязательной части учебных программ и планов и закладывает основы для разработки учебников и пособий. Концепция состоит из нескольких разделов — от научных основ филологического образования до целей и задач преподавания гуманитарных предметов. Сохраняется вариативность в обучении, возможность наличия нескольких подходов к преподаванию.

Важно, что в документе говорится об увеличении количества учебных часов по филологическим предметам. Сейчас на изучение русского языка в школе отводится 3-4 часа в неделю — так же, как на физкультуру. Литературе выделили всего 2 часа. Для сравнения, на иностранный язык даётся в средней общеобразовательной школе 3 часа в неделю, а в спецшколе — 5 часов. О том, что в условиях снижающейся грамотности такая ситуация недопустима, неоднократно говорили и учителя, и парламентарии. Обсуждая концепцию на заседании рабочей группы в Госдуме, эксперты отметили, что документ будет связан с федеральными государственными образовательными стандартами. Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк подчеркнула, что единая концепция должна быть подготовлена до конца года, чтобы как можно скорее начать её реализацию.

Нормы русского языка не изменились, а грамотность снизилась

За последние 20 лет Россия по уровню грамотности упала в рейтинге ЮНЕСКО с третьего места на двадцать седьмое. Проблема уже не просто в правильной расстановке ударений и использовании падежей, но и в написании элементарных слов. Некоторые мои знакомые, люди с высшим образованием и положением в обществе, пишут слова «почему» и «поэтому» раздельно, а «понимаешь» без мягкого знака. Что уж говорить о школьниках, которым интернет заменил книгу, и чью грамотность проверяют компьютерные системы проверки правописания. В концепции предмету «русский язык» ставят задачи обогащения словарного запаса и развития «грамматического строя речи» учащихся. Учитель должен научить школьников владеть русским литературным языком — «в соответствии с коммуникативной целью и ситуацией общения, с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета».

Нормы русского языка почти не менялись с середины прошлого века. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, до 2010 года работавшая учителем истории, утверждает, что в России и сейчас есть отличные учебники русского. По некоторым из них училось поколение родителей, но пособия не потеряли своей ценности. По словам Боковой, концепция филологического образования в России нужна не только для того чтобы совершенствовать систему преподавания, но и чтобы поддерживать языковой баланс в российском обществе. Преподаванию в полиэтнических школах и классах посвящена отдельная глава концепции.

Когда появится потребность в чтении?

Литература вызывает больше дискуссий при обсуждении концепции. У учителей, родителей и учеников много нареканий и к пособиям по литературе, и к содержанию учебной программы по этому предмету. Отсутствием должной подготовки у абитуриентов обеспокоены и представители вузов. В концепции говорится о воспитании грамотного и эстетически развитого читателя и развитии личности на основе духовно-нравственных идеалов, воплощённых в литературе. Звучит красиво, но возможно ли это в эпоху, когда чтение книг — уже почти экзотика? В соответствии с концепцией, учитель должен развивать у детей «читательские умения» и «потребность в чтении». В дополнение появится курс «Культура чтения» (по аналогии с «Культурой речи»), будет создана национальная система оценки качества чтения. Планируется возрождать библиотеки и проводить культурные мероприятия, направленные на развитие культуры чтения и письма — наподобие Всероссийского диктанта и литературных праздников. К концепции прилагается список авторов и произведений для изучения в 5-11 классах школы — на первый взгляд, он ничем не отличается от того, что должны читать школьники сейчас.

Многие эксперты предлагают дополнить школьную программу. «Очень важно не упрощать, а давать детям понимание о литературном процессе во всей его полноте», — считает директор государственного Литературного музея Дмитрий Бак. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин напомнил, что в 90-е годы литература в школе была сведена к литературоведению. «Во-первых, потому что идеология великой русской литературы не очень укладывалась в неолиберальные схемы, — пояснил депутат. — Нам доказывали, что самый лучший человек не тот, кто больше думает о душе, а тот, кто зарабатывает больше денег. Во-вторых, литературоведение обеспечивало подготовку к Единому государственному экзамену». По словам Олега Смолина, литература — не учебный предмет, а воспитание души. А значит, вопросы литературоведения имеют подчинённое значение по сравнению с изучением литературных произведений и духовно-нравственным воспитанием учеников. «Литература — самое мощное средство духовного воспитания, — говорит парламентарий. — Нравственная идея ложится на художественный образ и гораздо сильнее воздействует на ребёнка, чем любые проповеди». Парламентарий настаивает на отмене ЕГЭ по литературе, восстановлении обязательного экзамена по этому предмету либо в виде сочинения, либо устного ответа — на выбор школьника. Причём в устный экзамен по литературе он предлагает вернуть чтение стихов наизусть.

Знания идут через учителя

Концепция филологического школьного образования учитывает все замечания научного сообщества, родителей и учеников. В ней говорится и о совершенствовании механизмов аттестации по русскому языку и литературе, и о том, что школьные курсы литературы и истории будут скоординированы. То есть если ученики изучают определённый период истории, то они будут знакомиться с писателями и поэтами этой эпохи. Учителя не против концепции и появления новых учебников, но обращают внимание и на другую важную сторону учебного процесса. «Я очень слабо верю в концепцию, потому что это некая идеология. Можно сделать красивый гладкий документ, но проблемы связаны не с концепциями, — сказал директор центра образования № 169, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. — Самое главное — это квалификация учителя. Как сказал замечательный педагог Константин Ушинский, «никакая реформа образования, никакое улучшение школы невозможны иначе, чем через голову учителя».

Опрос

Какие книги вы читаете?

Практически не читаю книг — 35%

Романы о любви, «женские романы» — 13%

Книги по истории, исторические романы — 11%

Зарубежные детективы — 9%

«Русский женский детектив» (например, А. Маринина, П. Дашкова, Д. Донцова и так далее) — 9%

Классическая русская и зарубежная литература — 9%

Фантастика — 9%

Отечественные детективные боевики (например, Д. Корецкий, В. Доценко, Ч. Абдуллаев, А. Бушков и так далее) — 8%

Книги для детей (в том числе читали детям) — 8%

Книги о красоте, здоровье, практической психологии — 8%

Биографии великих людей, мемуары — 7%

Современная русская и зарубежная литература — 7%

Книги по домашнему хозяйству, приусадебному участку, полезные советы — 6%

Научная, профессиональная литература — 6%

Отечественные исторические детективы (например, Б. Акунин) — 6%

Религиозные книги — 6%

Общественно-политическая литература, публицистика — 6%

Учебные пособия, справочная литература, словари, энциклопедии — 5%

Поэзия — 5%

Эротические романы, книги о сексе — 5%

Другое — 2%

Затрудняюсь ответить — 1%

По данным ВЦИОМ

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1896