Все о пенсиях в России

два дня назадУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

два дня назадРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

20.11.2024На индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

В полёте или пролёте

Авиакомпаниям могут разрешить продавать несуществующие места в самолётах

03.09.2015 18:27

Купленный авиабилет в скором времени может перестать быть гарантией того, что вы улетите по месту назначения на запланированном рейсе. Минтранс подготовил законопроект, легализующий возможность продажи большего числа авиабилетов, чем мест в салоне воздушного судна. К чему приведёт законодательное закрепление реализации «лишних» билетов, выясняли эксперты Общественной палаты РФ в ходе «нулевых чтений» законопроекта. Общественная экспертиза в очередной раз прошла на площадке пресс-центра «Парламентской газеты».

Овербукинг снизит стоимость билетов?

Законопроект Министерства транспорта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предлагает законодательно закрепить практику овербукинга (в переводе с английского - «сверхбронирование») и установить обязанность авиаперевозчика по выплате компенсаций пассажирам, если гражданин не может улететь по купленному авиабилету на рейсе из-за отсутствия мест. Пока в России федеральные авиационные правила разрешают продавать билеты лишь на реальные места в самолёте, однако неофициально отечественные авиакомпании всё же используют овербукинг, говорит заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев.

Саму продажу «двойных» билетов перевозчики списывают на технические ошибки при бронировании, при этом никакая компенсация пассажирам в таком случае сегодня не полагается. «Подготовленный законопроект пока является сырым, однако экспертное и общественное обсуждение поможет нам довести текст документа до идеала», - уверен он.

Илья Белавинцев напомнил, что овербукинг давно является международной практикой, поэтому при разработке можно учесть и ошибки, и удачные примеры из опыта других стран. «В любом случае, если мы хотим, чтобы отрасль развивалась, мы должны учитывать мировой опыт», - заявил представитель Минтранса. Практика продажи «лишних» билетов на авиарейсы сейчас существует в США, Европе, ОАЭ, Чили, Бразилии, Мексике и ряде других стран.

Представители авиакомпаний заверяют, что законодательное закрепление продажи «лишних» билетов на авиарейсы поспособствует увеличению доступности авиационных перевозок. По данным директора департамента управления сетью и доходами ПАО «Аэрофлот» Александра Волощука, в среднем два процента пассажиров не являются на регистрацию рейса, ещё пять процентов «аннулируются» накануне вылета. Таким образом, авиакомпании несут убытки. «А от загруженности самолёта напрямую зависит цена авиабилета. Так что закрепление практики овербукинга будет выгодно не только компаниям, но и самим пассажирам», - заверил Александр Волощук. А размеры компенсации гражданам в случае невозможности вылета сопоставимы со стоимостью авиабилета, добавляет он.

От введения «лишних» билетов выиграют  только авиакомпании

«Более того, выплаты будут зависеть от времени ожидания пассажиром следующего рейса», - сообщил представитель Аэрофлота. Если ждать пришлось от 2 до 6 часов, заплатят 12 тысяч рублей; от 6 до 12 часов - 18 тысяч рублей; если ожидание продлилось от 12 до 24 часов - 21 тысячу рублей. А за сутки вынужденной задержки гражданин получит 28 тысяч рублей. «Таким образом, авиакомпании просто не заинтересованы в том, чтобы вылет пассажира не состоялся», - считает Александр Волощук.

Тем не менее эксперты не видят выгоды пассажирам от введения системы овербукинга. По данным исследования Экспертно-аналитического центра при Общественной палате РФ, легализация продажи «лишних» билетов может привести даже к удорожанию стоимости перелёта. «Вероятно, овербукинг поспособствует возникновению неофициальных схем бронирования билетов, к которым будут прибегать многие пассажиры, желающие избежать потери места в самолёте. Так что цена перелёта возрастёт», - предположил эксперт аналитического центра при Общественной палате РФ Кирилл Акимов.

Кроме того, пассажиры будут поставлены в неравные условия при принятии авиакомпанией решения о том, кто не полетит на конкретном рейсе. Получается, что приоритет получат граждане, которые смогли зарегистрироваться через Интернет, или те, кто приехал на регистрацию раньше.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячакобратил внимание на то, что положения законопроекта противоречат Конституции РФ в части ограничения прав пассажиров. Так, согласно главному закону страны, права человека могут быть ограничены законом в мере, необходимой для защиты здоровья, нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства. Однако продажа «лишних» авиабилетов такие цели, очевидно, не преследует. Повысить эффективность работы авиаперевозчиков можно и за счёт собственных резервов, считает Михаил Брячак.

«К примеру, в аэропорту работает, как правило, один или два заправщика топлива и цены от рыночных тут отличаются в разы. Кроме того, авиаперевозчики лидируют по количеству обслуживающего персонала на количество перевозимых пассажиров, стоит посмотреть на организацию работы внутри компаний. Всё это резервы для совершенствования деятельности компаний», - полагает депутат. Он напомнил, что овербукинг зародился на Западе в 1950-е годы, когда самолёты летали загруженными на тридцать-сорок процентов. Тогда эта мера могла быть оправданной, но сегодня реалии изменились.

Пассажир не должен оплачивать риски авиакомпаний

Но и на этом недочёты документа не заканчиваются. Принятие законопроекта об овербукинге закрепит односторонний отказ от исполнения обязательства авиаперевозчиком. Это будет противоречить общим принципам гражданского права, напоминает руководитель юридической службы Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий. «Отказ пассажиру в посадке на рейс в условиях овербукинга может пониматься как незаконное ограничение авиаперевозчиком своей ответственности перед гражданином», - говорит эксперт.

Противоречит документ и Закону «О защите прав потребителей», ведь в нём закреплены права потребителей на информацию об услугах и положения об ответственности исполнителя за ненадлежащие сведения об услуге. Но из-за возможности сверхбронирования у пассажиров попросту не будет точной информации о времени и продолжительности полёта.

Эксперты убеждены, что пассажир не должен оплачивать риски авиакомпаний. Генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачёв отмечает, что государство и так слишком часто идёт на поводу у авиаперевозчиков. В частности, им уже разрешили нанимать на работу иностранных пилотов и ввести «несдаваемые» билеты. Собственно, и с предложением о введении овербукинга изначально выступил генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в марте этого года.

Законодательство и сейчас обеспечивает механизмы защиты авиаперевозчиков при продаже билетов. К примеру, компании могут продавать «невозвратные» билеты и устанавливать более высокую цену на «возвратные» билеты. Кроме того, Гражданский кодекс РФ чётко определяет фактические расходы перевозчика, понесённые в связи с отказом пассажира от перевозки. Так что закрепление практики продажи «лишних» билетов станет попросту избыточной мерой и неправомерным способом снижения риска перевозчиков, считают эксперты Общественной палаты. Ведь получается, что перевозчикам заранее будет известно о том, что на рейс продано больше билетов, чем есть мест в салоне самолёта. Это говорит об умышленном нарушении компаниями своих обязательств. Да и компенсация ситуацию не изменит, подчёркивает член Общественной палаты Магаданской области Валентина Липатова.

ОВЕРБУКИНГ — это когда авиакомпания продаёт билетов больше, чем мест в самолёте.

22 июня 2015 года Минтранс разместил на едином портале www.regulation.gov.ru законопроект, посвящённый узакониванию процедуры овербукинга.

Поправки в авиационные правила могут вступить в силу во втором квартале 2016 года.

В России овербукинг не запрещён, но он никак не регламентируется.

Новый закон призван защитить права потребителя и ввести в правовое поле компенсацию для тех, кто пострадал от овербукинга.

Принятие закона об овербукинге позволит не попавшему на рейс пассажиру получить компенсацию, снизит стоимость авиабилетов.

За рубежом повсеместно применяется овербукинг. Иностранные авиакомпании предлагают пассажирам в случае овербукинга: полёт в бизнес-классе на следующем рейсе, скидку на следующий авиаперелёт, полёт рейсом другого авиаперевозчика, начислить бонусные мили в двойном объёме. В случае овербукинга могут получить 125-600 евро граждане Евросоюза, 240-400 долларов — граждане США.

А как у них

Сможет ли выплата компенсировать пропущенную свадьбу, похороны или неотложный визит к врачу в другом городе? Последнее особенно актуально для некоторых регионов. Кроме того, законопроект не учитывает специфику определённых субъектов, где авиарейсы осуществляются не чаще раза в неделю. Да и категории граждан, которым будет нельзя отказывать в посадке на рейс, ещё не определены. Предположительно, среди «льготников» окажутся беременные, инвалиды, пассажиры, в перелёте которых предусмотрены стыковочные рейсы. «Но ничего этого в документе пока нет. Поэтому Общественная палата не поддерживает принятие законопроекта об овербукинге, - озвучил заключение экспертов Кирилл Акимов. Общественники призывают не легализовать продажу «лишних» билетов, а, наоборот, пресечь эту практику перевозчиков. Ведь любое нововведение не должно вызывать социальные потрясения в обществе и нарушать баланс интересов пассажиров и авиаперевозчиков.

В США овербукинг закреплён законодательно. Если граждан задержали в аэропорту на 2 часа (а для международных перелётов - на 4 часа), выплата составит 200 долларов, если дольше - 400 долларов. Компенсация жертвам овербукинга составляет от 675 до 1350 долларов в зависимости от цены билета. Согласно данным департамента транспорта США, в 2014 году на рейс с оплаченными и действительными билетами не пустили больше 22 миллионов человек, что составляет три процента от общего числа перевезённых пассажиров.

В Евросоюзе при сверхбронировании действуют те же правила, что и в случае отмены авиарейсов. Выплату компенсаций за овербукинг европейцы узаконили ещё в 2005 году. Причём под эти правила подпадают и авиакомпании всех других государств, самолёты которых улетают и приземляются в странах ЕС. Компенсация зависит от дальности полёта и времени ожидания - от 125 евро (при коротком полёте и времени ожидания другого рейса менее двух часов) до 600 и более евро (если перелёт дальний, а задержка составила более четырёх часов). А если авиакомпания откажется возмещать ущерб, перевозчику выпишут штраф, превышающий семь тысяч евро. В ЕС даже есть специальный орган - «Евроконтроль», который отслеживает все задержки с вылетом и прилётом пассажиров.

В Мексике пассажиру, которому отказали в перевозке, в качестве компенсации обязаны возвратить четверть стоимости билета, а также полностью вернуть сумму билета либо обеспечить место на ближайший рейс.

А вот в Чили нет компенсаций для пострадавших от овербукинга, потому что это, по утверждению авиакомпаний, приведёт к удорожанию стоимости перевозок. Тем не менее компания оплачивает пассажиру телефонные звонки и обед в аэропорту, а выплату за отказ в полёте можно получить только через суд.

Глас народа

Пока россияне нечасто сталкиваются с отказом в перелёте из­за овербукинга, ещё реже пострадавшие пассажиры делятся своими историями об испорченном полёте. Тем не менее в Интернете можно найти отзывы соотечественников, столкнувшихся с практикой продажи «лишних» авиа­билетов.

MR. KONSTANTIN:

«15 июня я возвращался в Москву рейсом SU894. На регистрации мне сообщают, что самолёт заполнен полностью и вы полетите завтра. Я в полном недоумении, требую принять меня к перевозке, но представитель Аэрофлота сказал, что меня уже перебронировали на завтра. Предложили, правда, ещё один вариант - вернуть деньги за билет и улететь а/к «Владивосток­Авиа» или «Трансаэро». Возврат по билету - 7000 руб. А вот цена билета на указанные рейсы была 22 500 руб. На мой вопрос, кто будет платить разницу, представитель Аэрофлота ответил, что, разумеется, я. Пока я требовал принять меня к перевозке, мой самолёт улетел. В итоге смог улететь лишь через сутки. Подобное отношение со стороны компании можно расценивать только как личное оскорбление».

VoodyVood:

«Столкнулась с овербукингом один раз, когда летела чартером в Хургаду. Меня обидела компания «ВИМ­авиа». Разрешилось всё в конце концов благополучно, но только потому, что я в состоянии была поставить на уши представителя туроператора. Нас отправили рейсом «Трансаэро», который улетал на полчаса раньше, там оказалась треть салона пустой. Неприятно очень, но не верю, что на регулярных рейсах такими перепродажами балуются. Всё­таки репутация  не пустой звук для нормальных перевозчиков».

Moriarty:

«У нас из­за овербукинга получился потерянный день, так как рейс совершался раз в день, направление неевропейское, варианты с пересадкой не предлагали, несмотря на мои настойчивые требования. Пришлось вести долгие переговоры по скайпу с принимающей стороной и потратить кучу нервов. Из плюсов - предоставили бизнес­класс, ваучер Аэрофлота на $200, талоны на еду на 980 руб., бесплатное хранение багажа. Минусы, безусловно, перевешивают все эти «подачки».

Мария Кочетова

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2363