Гром грянул — министры засуетились
Экономика
Так считает депутат Анатолий Аксаков
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков возглавил только в конце апреля — на волне санкционных войн и кризисных явлений в российской экономике. Он не скрывает своего критичного отношения к экономической политике Правительства: по словам законодателя, шаги предпринимаются правильные только с точки зрения затыкания дыр, а России нужна программа комплексной реструктуризации и диверсификации экономики.
Вопросы к Кабмину
«В оставшийся год работы Госдумы мы надеемся, что сможем изменить философию наших программ — они должны стать более амбициозными и в хорошем смысле более агрессивными», — заметил Анатолий Аксаков.
Есть вопросы и к антикризисному плану кабмина. В частности, глава комитета остановился на пункте о проектах, которые будет поддерживать Центробанк: «Прошло больше года, а проекты только-только определены. Стали суетиться, только когда гром грянул. При этом в ЦБ говорят, что им непонятен мультипликативный эффект от проектов. То же самое происходит с фондом промышленного развития — он маломощен, объём составляет всего 20 миллиардов рублей, а заявок поступило на 300 миллиардов. И только совсем недавно Правительство стало говорить о том, что они плохо проработаны».
Доля малого и среднего бизнеса
Отдельная тема — поддержка малого и среднего бизнеса, о котором говорят у нас в стране без малого четверть века. А воз и ныне там — доля МСБ в ВВП застыла на уровне 20 процентов. «Задача вдвое увеличить этот показатель поставлена президентом, и выполнить её поможет создание госкорпорации по развитию малого и среднего бизнеса: она может осуществлять не только кредитную, но и юридическую, и методическую, и иную помощь. Но опасаюсь, что тему этой госкорпорации могут заболтать», — полагает Анатолий Аксаков.
Между тем на переговорах внутри БРИКС уже высказывается мнение, что в экономической плоскости контакты между странами-участницами должны опуститься с уровня больших компаний в поле малого и среднего бизнеса. Очевидно, что такие предприятия способны стать «подносчиками снарядов» для российской экономики. Об этом, кстати, свидетельствует опыт Китая, Бразилии, других прогрессивно развивающихся стран, которые активно задействовали малые предприятия, например в перерабатывающей промышленности.
Триллион для свободного порта
В данном контексте отличным стимулом становятся контрсанкции России, считает Анатолий Аксаков. Так, для Финляндии, в нарушение всех дипломатических норм отказавшей в визе спикеру Госдумы Сергею Нарышкину, крайне чувствительным будет решение о запретительных пошлинах на вывоз круглого леса за пределы России.
Аналогичные шаги будут стимулировать нашу экономику и в других сферах, например в переработке молока. При этом переработка может вестись и на иностранные деньги. «Мы не должны закрываться — пусть зарубежные компании работают, создают производства и рабочие места у нас в стране и платят налоги в наш бюджет», — считает Анатолий Аксаков.
Одно из знаковых решений — принятие Закона «О свободном порте Владивосток». Согласно ему, особый режим создаётся на семьдесят лет и может быть продлён. По оценкам экспертов, реализация этого проекта приведёт к 2023 году к удвоению ВРП Приморья. Анатолий Аксаков — один из инициаторов такого решения — пояснил, почему это произойдёт: «Владивосток находится на пути между северо-восточными провинциями Китая и его южными регионами, в которые китайцы хотят поставлять продукцию морским путем — так дешевле. Причем объём продукции тянет на один триллион долларов, почти половина ВВП России! И вся она может идти через порт Владивостока». И заметил, если бы Россия не создала ОЭЗ во Владивостоке, то такое решение приняли бы корейцы, которые также находятся на транзитном пути между китайскими провинциями.